Сам документ предусматривает временное (до конца 2021 года) включение в “запретный” перечень еще несколько видов медицинской продукции. Это, в том числе, медицинские маски, аппараты дыхательные автономные, одежда защитная огнестойкая.
Необходимость включения медицинских масок в названный перечень Минпромторг объясняет тем, что в течение текущего года производство таких масок на российских предприятиях увеличено с 600 тыс. масок в сутки до 21 млн масок в сутки (число производителей увеличилось с 26 до 85 организаций). При этом среднесуточная потребность в медицинских масках населения России и организаций оценивается в 10,8 млн масок.
В то же время, по данным производителей, общая сумма остатков на складах составляет около 141 млн медицинских масок, а некоторые предприятия вынуждены прекратить производство в связи с отсутствием спроса. Так, в материалах Минпромторга отмечается, что за I половину текущего года объем госзакупок медицинских масок составил 378 млн штук, что составляет около 10% объема российского рынка медицинских масок.
“По оценкам экспертов, более 80% указанного спроса было удовлетворено товарами из стран Юго-Восточной Азии”, – подчеркивается в материалах министерства.
Минпромторг отмечает также, что более 80% объема госзакупок медицинских масок в 2020 году пришлось на поставщиков, не являющихся производителями – большую часть государственных контрактов на поставку отечественных медицинских масок исполняют перекупщики. “Вследствие чего ограничение доступа товаров из иностранных государств на указанный рынок приведет только к изменению номенклатуры поставляемых перекупщиками товаров и увеличению доли продукции российского происхождения”, – считают в министерстве.
Еще одно предложение Минпромторга предусматривает, что госзаказчики не смогут в рамках одной закупки приобретать медицинские маски и другие отдельные виды промышленных товаров. “Практика объединения в один лот различных видов товаров, в том числе медицинских масок с другими видами товаров и услуг, приводит к существенному сокращению количества участников закупок, ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств”, – говорится в пояснительной записке.
Как сообщалось, запрет на закупку госзаказчиками отдельных видов импортной промышленной продукции, включенной в соответствующий перечень, был введен правительственным постановлением (№616) в апреле текущего года. Этим документом было установлено, что подтверждением производства той или иной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС является включение сведений о такой продукции в реестры промышленной продукции, произведенной, соответственно, на территории РФ и стран ЕАЭС.
За формирование и ведение этих реестров отвечает Минпромторг. Реестр промпродукции российского производства уже запущен министерством. Реестр промпродукции производства стран ЕАЭС планируется запустить до конца текущего года.
Также с принятием этого постановления свою силу утратили более 10 других правительственных постановлений, которые в разное время регламентировали запреты на закупку госзаказчиками импортных товаров, работ, услуг. Речь идет, например, о постановлениях об установлении запретов на закупку отдельных видов товаров машиностроения, товаров легкой промышленности, отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности и других.
Запрет на закупку продукции иностранного производства является одним из трех основных механизмов импортозамещения, используемых в рамках госзакупок и закупок госкомпаний. Помимо запрета используется также правило “третий лишний” (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских) и предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах. При этом порядок их применения установлен десятком нормативных правовых актов, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций).
Комментариев пока нет