Интеграция новых регионов в экономику большой страны требует профессиональной подготовки кадров для работы в государственном и корпоративном заказе, их погружения в нормативную систему и правоприменительную практику закупок.
Значительную просветительскую работу на этом направлении активно ведет Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений».
Академия за короткий период наладила оперативное взаимодействие с заказчиками из новых субъектов РФ в рамках образовательных программ для повышения квалификации в закупках. В частности, в Луганской Народной Республике по данным на конец 2022 года, обучение прошло более 320 специалистов органов власти, главных распорядителей бюджетных средств. Не менее важной является работа с поставщиками Донбасса. Они должны понимать механизмы сотрудничества с государством, и владеть минимальным навыком защиты своих прав. Существуют гарантированные сценарии работы в закупках, которые позволяют избежать наивных ошибок и ненужного риска.
Вопросы, связанные с закупками новых субъектов, можно условно разделить на два типа.
- Технические проблемы, которые мешают выходить в российскую контрактную систему. У поставщиков четырех субъектов эти проблемы одинаковые.
- Отсутствие необходимых навыков, опыта и знаний (решается через обучение и погружение в систему).
Вопрос участия в закупках внутри субъектов уже более-менее решен в рамках переходного периода. Местным «субъектовым» заказчикам разрешено работать в максимально упрощенном режиме, проводя закупки продукции для покрытия социально значимых потребностей. Можно проводить их у единственного поставщика; не требуется использование электронной подписи. Гораздо сложнее обстоит дело с закупками на межрегиональном уровне.
Павел Лисин, Замдиректора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:
– Если предприятие намерено выходить на новые рынки сбыта, в соседние субъекты и дальние регионы, – в таком случае придется работать в регламенте общенациональной системы закупок. Сейчас предприятия могут входить в эту систему не напрямую, а через посредников. Большинство компаний сейчас так и делает. Продукцию производителей Донбасса приобретают какие-то компании, действующие на территории Южного федерального округа в качестве посредников. Это вполне легальная схема, которой сегодня широко пользуются для поставок различной иностранной продукции.
В этом году на экспозиции XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗКАЗ» в Сколково 19-21 апреля будет впервые презентован коллективный стенд всех четырех субъектов Российской Федерации. Больше 250 квадратных метров займут презентации предприятий Донбасса.
Форум является крупнейшим ежегодным мероприятием для профессионалов закупок. Для промышленности и бизнеса – это мощный повод заявить о себе на всю страну, обрасти полезными контактами, встретиться с потенциальными контрагентами и даже нащупать новые маркетинговые сценарии.
– Мы наблюдаем очень высокий интерес к промышленности и бизнесу Донбасса со стороны участников закупок из других регионов. Эту продукцию многие хотят увидеть и оценить. Есть неподдельный интерес к производству Донбасса, – рассказывает Павел Лисин.
Достаточно сложной задачей выглядит адаптация заказчиков и поставщиков новых субъектов РФ к 44 Федеральному закону, который регулирует закупки для государственных и муниципальных нужд. За 10 лет в базовую версию закона (либо в уже сделанные изменения в базовой версии закона) было внесено в общей сложности около 90 изменений, реформирующих или дополняющих 44-ФЗ (включая «оптимизационный 360-ФЗ, «антисанкционные» 46-ФЗ, 420-ФЗ и др.)
– Поэтому всякий раз, работая в государственных закупках, участники должны понимать, что нужно пользоваться действующей редакцией закона. Это очень важно в условиях динамичных изменений. Сейчас мы стоим на пороге очередных правок законодательства, – напоминают в Академии Контрактных Отношений.
Чтобы сделать первый шаг и стать полноправным участником закупки, необходимо стать российским юридическим лицом, либо российским индивидуальным предпринимателем; либо выступать в роли физического лица, зарегистрированного на территории РФ. Никаких ограничений в нормативном поле больше нет. Существуют еще «особые требования», которые предъявляются к участникам.
Основные действия для вхождения в российскую контрактную систему:
- получение электронной подписи;
- регистрация в ЕРУЗ + аккредитация на электронной площадке;
- поиск и анализ процедуры закупки;
- поиск финансирования для обеспечения заявки, контракта, гарантии;
- подача заявки и ценового предложения;
- заключение и исполнение контракта.
Удостоверяющие центры для оформления ЭП на Донбассе уже созданы, однако в них сообщают, что клиентов у них практически нет, поскольку бизнес новых субъектов сталкивается с другими юридическими трудностями неотложного характера. Автоматизация и цифровизация закупочных процедур до предела упростили вышеперечисленные действия.
– Однако наиболее трудоемким остается последний пункт. Чтобы не ошибиться на этом завершающем этапе, – нужно изначально, когда вы изучаете Проект контракта взвешивать все риски, – рассказывает Павел Лисин.
Публичность российской системы закупок, которая базируется на электронной платформе ЕИС, является одним из ее ключевых преимуществ. Она позволяет новым субъектам изучать, планировать и прогнозировать свой потенциальный рынок сбыта. Чтобы производить то, что государство действительно готово купить.
На повестке стоит вопрос включения бизнеса четырех субъектов в Реестр МСП, который ведет Налоговая инспекция. Компании Новороссии, подпадающие под критерии субъектов малого и среднего предпринимательства, могут расти за счет внутреннего рынка всей страны.
Работа в рамках 223-ФЗ (закупки в корпоративном секторе) требует более глубоких знаний и навыков. Поставщику приходится анализировать больший объем информации, включая правила игры, которые устанавливает заказчик в Положении о закупках, чтобы верно оценить собственные компетенции и возможности. Осилите ли вы договор? У электронных площадок, работающих по 223-ФЗ, также могут быть свои внутренние правила игры. Для закупок у субъектов МСП определены те же официальные 8 электронных площадок, что и по 44-ФЗ. Для всего остального число площадок не ограничено.
В Академии Контрактных Отношений также делают акцент на важности проверки контрагентов:
– Исходя из актуальной практики, настоятельно рекомендуем компаниям из ДНР, ЛНР, Луганской и Херсонской областей, которые делают первые шаги в российской системе закупок, изучать историю заказчика. Если вы с кем-то хотите работать, то следует обязательно посмотреть базу данных арбитражных судов. Это открытый информационный ресурс, который позволяет изучить методы работы вашего контрагента (будь то госзаказчик, госкомпания или коммерческая организация). Если окажется, что он часто ходит по судам, то необходимо взвесить все за и против. Стоит ли с ним связываться… С большой долей вероятности, такая статистика означает, что у контрагента есть мощный юридический аппарат.
По итогам двухдневной стажировки, которая проходила в Ростове-на-Дону, были собраны вопросы от предпринимателей, касающиеся участия в закупках всех уровней. Развернутые ответы на них будут даны на XVIII Всероссийском Форуме-выставке “ГОСЗАКАЗ” 19-21 апреля в Сколково. Эксперты Форума и образовательного проекта АКО подготовят обширную дискуссионную и просветительскую программу.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет