19-21 апреля 2023 года в г. Москве на площадке Инновационного центра «Сколково» прошёл XVIII Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ», организованный при поддержке Правительства Российской Федерации (поручение А.Р. Белоусова от 16.08.2022 г. № АБ-П13-13747ГД).
Ключевые темы деловой программы Форума-выставки:
– повышение эффективности реализации национальных проектов и достижения национальных целей;
– интеграция промышленных предприятий новых субъектов РФ в российскую экономику;
– механизмы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
– совершенствование антимонопольной политики в сфере закупок;
– развитие конкуренции в условиях санкций и ограничений;
– расширение практики заключения «офсетных» контрактов;
– внедрение новых электронных инструментов и сервисов в рамках развития Единой информационной системы в сфере закупок.
Впервые с момента включения новых субъектов в состав Российской Федерации был организован коллективный стенд промышленных предприятий ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.
Форум-выставка стал самым масштабным событием в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. В его работе приняли участие около 10 тысяч человек из 89 субъектов Российской Федерации, включая около 200 спикеров и модераторов и около 300 представителей СМИ.
В ходе работы Форума-выставки от участников прозвучало большое количество предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. После тщательного анализа экспертами основные предложения, поступившие, как до начала Форума-выставки, так и по итогам прошедших мероприятий, включены в данную Резолюцию.
- Предложения участников пленарного заседания «ГОСЗАКАЗ: 10 лет контрактной системе»
- систематизировать, унифицировать и обобщить в едином нормативном правовом акте случаи, порядок и условия применения национального режима при осуществлении закупок
- предусмотреть предупреждение в качестве меры административной ответственности за нарушение процессуальных норм законодательства о контрактной системе (например, за просрочку размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок)
- пересмотреть в зависимости от тяжести правонарушения размер штрафов, предусмотренные КоАП РФ за нарушения, не имеющие коррупционной направленности и не влияющие на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
- в целях сокращения сроков рассмотрения споров, снятия нагрузки с арбитражных судов и недопущения срыва процессов исполнения контрактов предусмотреть в ФЗ-44 возможность применения обязательного досудебного порядка урегулирования споров в том числе с использованием процедуры медиации (включая порядок включения медиативной оговорки в проект контракта)
- Предложения участников интерактивного круглого стола «Эффективность и/или конкуренция»
- В качестве определения понятия эффективность в части системы закупок обсуждены и предложены следующие варианты:
– получение максимального результата (качество, цена, срок, иные приоритеты в зависимости от категории и целей заказчика) при минимальных затратах ресурсов;
– соотношение между целями и результатами;
– операционная эффективность в виде достижения наилучшего соотношения между задействованными ресурсами и конечными результатами, а также экономия ресурсов на осуществление сделки в целях снижения транзакционных издержек;
– быстрота осуществления сделки, конкурентность, результативность, экономичность;
– степень достижения целей регулирования для государства (не только своевременное удовлетворение потребности, но и обеспечение дополнительных задач – СМП, импортозамещение и прочее).
- в качестве препятствий и ограничений, с которыми сталкиваются заказчики и контрольные органы при оценке эффективности закупок указаны:
– индивидуальный опыт закупщиков/контролеров при отсутствии единой методологической базы;
– низкая мотивация кадров, не ясна цель для чего считать эффективность.
- для выработки единообразного и согласованного определения и порядка расчета эффективности провести аналитическое исследование с целью формулирования критериев эффективности и результативности государственных и муниципальных закупок на всех этапах для последующего внесения предложений в программу мониторинга контрактной системы, включив в нее обоснованные стоимостные и нестоимостные оценки обязательных закупочных процессов и процедур, инструментов и институтов.
- в части конкуренции сдерживающими факторами участия поставщиков в процедурах закупок указана «бумажная» волокита в процессе закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и неопределенность результата.
- с учетом изложенного предлагается модернизировать институт конкуренции в закупках как институционально, так и технологически, в том числе в целях исключения рисков возникновения личной заинтересованности, поощрения открытой рыночной ценовой конкуренции, исключения установления завышенных или демпинговых цен и апробации механизма размещения гарантированного заказа на рынках однородных товаров.
- в части закупок НИОКР озвучены проблемы из правоприменительной практики:
– в нормативах затрат на НИР/НИОКР не учитывается их специфика (механизмы ПП РФ 1047, 927);
– трудноприменимость способов обоснования Н(М)ЦК для НИОКР;
– несопоставимость опыта участников в конкурсах на НИОКР по причине вопросов соотносимости с предметом работ в конкретной закупке.
В связи с этим предлагается для НИОКР предусмотреть в 44-ФЗ:
– специальный раздел, посвященный особенностям процедур закупок НИОКР;
– предусмотреть специальные инструменты обоснования Н(М)ЦК;
– возможность коллективного участия группы ученых (простое товарищество).
- в целях повышения эффективности для обоих сторон закупочного процесса, выработать специфические способы закупок, которые одновременно при сохранении задачи экономии денежных средств заказчиков позволит закупать продукцию по рыночным ценам с низкими транзакционными издержками сторон.
- установить для закупок услуг питания обучающихся, а также питания в организациях социального обслуживания и лечебного питания двухступенчатую систему контроля качества закупаемых продуктов и услуг: предварительный контроль, включающий проверку на соответствие требованиям к сырью, из которого этот товар изготовлен, а также постконтроль на этапе приемки поставленного товара или оказанной услуги.
- Предложения участников дискуссии «Гарантированное будущее или офсетные контракты как элемент стабильности в бизнесе»
- внести дополнения в ФЗ-223 в части правового регулирования порядка заключения договоров со встречными инвестиционными обязательствами (требования к сроку действия контракта, минимальному объему инвестиций, порядку определения предельной цены единицы товара и т.д. )
- разработать специальную программу повышения квалификации по теме заключения и исполнения «офсетных» контрактов для заказчиков субъектов Российской Федерации
- предусмотреть соответствующую возможность с целью обеспечения возможности выступать заказчиком по «офсетному» контракту учреждению здравоохранения, финансируемому за счет средств ОМС
- предусмотреть возможность принятия решения о долгосрочном планировании при определении услуги в качестве предмета «офсетного» контракта, внеся соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации
- проработать перечень промышленной продукции, востребованной государственными и муниципальными заказчиками по каждому субъекту Российской Федерации
- сформировать перечень перспективных для инвестирования в новое строительство / реконструкцию (модернизацию) существующих промышленных объектов и территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- сформировать межрегиональную рабочую группу для координации деятельности уполномоченных органов по реализации промышленной политики в целях оценки потенциальных предметов региональных/межрегиональных «офсетных» контрактов, координации работы, привлечения консультационных и финансовых экспертов
3.12. расширить практику заключения долгосрочных правоотношений в интересах обеспечения государственных и муниципальных нужд, в т.ч. на основе контрактов жизненного цикла, специальных инвестиционных контрактов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также концессионных соглашений как формы государственно-частного (муниципально-частного) партнерства
- Предложения участников дискуссии «Новые территории – новая инфраструктура»
- проработать вопрос создания специализированной организации для организационно-технической поддержки заказчиков и поставщиков в процессе адаптации к российскому закупочному законодательству
- организовать процесс комплексного обучения организаций новых территорий правилам осуществления предпринимательской деятельности, включая бухгалтерский учет, налоговое право и специфику участия в государственных, муниципальных и корпоративных закупках
- рассмотреть вопрос повышения пропускной способности таможенных постов, организации дополнительных подъездных путей к контрольно-пропускным пунктам
- ускорить процесс получения сертификата СТ-1 и включения в реестр российской промышленной продукции
- создать пилотный проект для реализации ускоренного механизма подтверждения российского происхождения товара, производимого на территории новых субъектов Российской Федерации, с участием экспертов ОПОРЫ России
- рассмотреть вопрос ускорения процесса получения российских лицензий, сертификатов и маркировки в отношении выпускаемой продукции (в том числе обязательных)
- рассмотреть вопрос, связанный с отсутствием полномочий у временных администраторов, назначенных для управления предприятиями, у которых нет или не идентифицированы собственники, на распоряжение имуществом и принятие долговых обязательств (заключение договоров займа, залога имущества)
- ускорить процедуру предоставления промышленным предприятиям целевых займов по программам льготного заёмного финансирования на основе допустимого минимального состава необходимых для предоставления документов
- разработать нормативные правовые акты в рамках регулирования территориального планирования, землепользования и застройки с учётом планировки территорий для возможности ведения инвестиционной деятельности
- рассмотреть возможность выделения средств на компенсацию имущественных рисков транспортным компаниям при доставке грузов на территорию новых субъектов Российской Федерации
- проработать вопрос создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на новых территориях
- разработать концепцию развития промышленной кооперации между предприятиями новых субъектов Российской Федерации и иными российскими предприятиями с целью активизации процесса размещения производства на новых территориях
- Предложения участников делового обеда «Что не запрещено – то разрешено! Инновации в корпоративных закупках»
- регламентировать в рамках ФЗ-223 порядок начисления штрафов и пени за нарушения исполнения контрактов по аналогии с ФЗ-44
- ввести обязанность Заказчика предусматривать в договорах свою ответственность
- ввести обязанность прописывать в проектах договоров порядок приемки товаров (работ, услуг) с обязательным указанием срока такой приемки
- внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации №1352 от 11.12.14 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части исключения лекарственных препаратов и медицинских изделий из совокупного годового объема закупок при расчете доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
- внести корректировки в ФЗ-223 в части распространения нормы осуществления конкурентных закупок среди субъектов МСП на все конкурентные закупки
- внести изменения в ФЗ-223 в части установления единого для всех заказчиков основания направления сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков: расторжение договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
- внести изменения в ФЗ-223, которые бы устанавливали электронное обжалование через Единую информационную систему в сфере закупок
- перевести в цифровой вид в ГИС ЕИС документооборот, связанный с исполнением и оплатой договоров
- пересмотреть требования к заказчикам в части поддержки МСП, вернув ранее установленный в ПП-1352 порог выручки заказчика, свыше которого возникает требование к заказчику выполнить долю закупок у МСП, а также отменив требования к доле закупок через специальную процедуру заказчиков, у которых доля победителей-субъектов МСП в общих закупках (среди всех участников) составляет значимый уровень (например, 40%-50 % и более)
- Предложения участников дискуссии «Контроль в закупках: что важно знать заказчику и поставщику»
- рассмотреть вопрос о единой политике применения норм ФЗ-44 при проведении плановых и внеплановых проверок
- актуализировать составы административных правонарушений (в рамках КоАП РФ)
- Предложения участников открытого заседания экспертного совета Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»
- предусмотреть в действующем законодательстве возможность для некоммерческих организаций выдавать независимые гарантии и использовать гарантийный капитал в системе закупок
- закрепить в законодательстве порядка осуществления субъектами Российской Федерации расходов на товары, работы, услуги в целях проведения частичной мобилизации в Российской Федерации
- наделить органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 8 ст. 99 ФЗ-44, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд
- уточнить правила авансирования при применении антидемпинговых мер
- внести дополнения в ФЗ-44, предусмотрев возможность заключения с поставщиком-инвестором договоров на поставки товаров (оказание услуг) как с единственным поставщиком также для заказчиков, осуществляющих закупки по ФЗ-223
- с целью формирования стабильного профессионального сообщества специалистов в сфере закупок, снижения текучести профессиональных кадров, повышения уровня их компетенций и подготовки, представить предложения по внесению изменений в положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. №625н, рассмотреть возможность формирования системы страхования профессиональной ответственности в том числе на основе принципов саморегулирования
- Проработать вопрос внесения изменений в закон о контрактной системе, предусматривающих право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по пунктам 4 и 5 части 1 (за исключением части 12) статьи 93 закона в части регламентации осуществления заказчиками соответствующего субъекта Российской Федерации закупок “малого объема” с использованием порталов закупок малого объема (электронных магазинов)
Комментариев пока нет