Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

От электронного супермаркета до платформенного тупика

Текущее состояние и перспективы российской интернет-торговли
От электронного супермаркета до платформенного тупика
Теги: #Маркетплейсы

Стремительное развитие трансграничной электронной торговли принесло российской экономике не только положительные эффекты, но и массу негативных.

Отрасли остро не хватает регулирования. Изначальное решение, выждать время и пустить все на самотек в расчете на самоорганизацию бизнеса оказалось серьезной управленческой ошибкой.

Цифровые Закупки столкнулись с таким отношением органов власти несколько лет назад, когда, общаясь с чиновниками в кулуарах публичных мероприятий, мы задавали вопрос: нуждается ли растущая индустрия маркетплейсов в рамочном регулировании? В базовых стандартах электронной торговли, которые бы четко описывали обязательный функционал электронного магазина, очерчивали бы красные линии и флажки *за которые не заходить? В ответ мы получали удивительные умозаключения, в духе: «Нельзя трогать то, что само хорошо работает», «У нас и так на дворе санкции, а регулированием мы совсем угробим бизнес».

В результате безобидная забава мелких лавочников разрослась в подпольную стихию национального масштаба: в цифровую платформенную экономику теневого типа, объемом порядка 10 трлн рублей, с неуязвимым монополизмом операторов и концентрацией рыночной власти за счет потоков больших данных.

С сентября 2025 года вступит в силу «Закон о платформенной экономике», который некоторые эксперты уже называют беззубым. И по поводу эффективности которого еще на стадиях отрицания и торга возникали сомнения, а на стадии принятия стало понятно, что все обещанное регулирование сводится к условностям и общим местам. Новый закон предписывает практиковать в отрасли гражданско-правовые отношения вместо трудовых. Со всеми вытекающими последствиями для наемных работников занятых в системе. Из ощутимых новаций – только более строгий и упорядоченный обмен данными с ФНС. И ни слова о ценообразовании, о реальных требованиях конкуренции и импортозамещения.

В итоге, в отрасли складывается предсказуемая, но не самая полезная для российского бизнеса картина. Полки отечественных маркетплейсов уверенно и неспешно забирает под себя Китай за счет безлимитного хаоса торговых отношений. Стратегия предельно простая: отсрочка доставки товара в Россию работает как скрытый кредит, плюс тотальный демпинг и нулевые бюрократические издержки. В отличие от азиатских конкурентов  отечественный производитель, приходящий на маркетплейс, регуляторными барьерами и издержками перегружен до безобразия. Что мы имеем:

  • Товар поставляется в РФ прямо с конвейера в КНР (без попутного кормления спекулянтов и перекупщиков).
  • По цене значительно ниже, чем у российских брендов.
  • Срок доставки до 50 дней с момента сделки.
  • Предоплата играет роль скрытого беспроцентного кредита, который выдается прямо в руки производителю с российской стороны.
  • Никаких тебе налогов, экспертиз, проверок и контроля качества (нет даже правил возврата товара и денег).

Парадокс в том, что китайским производителям удается вытеснить с российских электронных площадок российских же перекупщиков того же самого товара.

Масштабы происходящего пугают. На текущий момент на наших маркетплейсах гражданами РФ зарегистрировано около 600 тысяч самозанятых и порядка 100 тысяч ИП. Чтобы получить объективный объем кадрового рынка, нужно умножить как минимум на два. Если вдуматься, то становится тревожно за будущее. Вместо того, чтобы идти в производственный бизнес, создавать малые предприятия и строить «экономику предложения», о которой второй год рассказывают Президент и премьер-министр, самая предприимчивая и трудоспособная часть российского  населения заделалась «челноками» цифровой чайхоны. Причем, на птичьих правах. Бюджетный ущерб в виде недобора налоговых поступлений от перетока граждан из индивидуального предпринимательства в самозанятость никто даже не считает.

Почему так происходит? И кто виноват?

Во-первых, дефективные настройки кредитно-финансовой системы, направленные на подавление любой производственной активности и поощрение спекулятивной. В России кредит охотнее дают не на промышленные нужды, а на торговлю и сферу услуг.

Российские и китайские условия финобеспечения производственного бизнеса (процентная ставка, доступ к оборотным кредитам, инвестициям, энерготарифы) не выдерживают никакого сравнения.

Во-вторых, зарубежные партнеры умело пользуются полным отсутствием государственного регулирования в российской отрасли электронной коммерции. Наше законодательство не задает никаких правил игры и не предполагает мер защиты своего производителя. Прошлогодняя попытка сенатора Ивана Абрамова хотя бы просто поднять до уровня общественной дискуссии тему создания российской полки в качестве сервиса российских маркетплейсов напоролась на самую жесткую критику в СМИ.

Впрочем, статистику по приросту российской продукции в обороте электронной торговли нам рисуют позитивную. Сообщают, что по сравнению с 2023 годом доля российской продукции на маркетплейсах выросла на 15 процентных пунктов. В 2024 году продажи отечественных брендов из категории масс-маркета поднялись в пять раз в годовом выражении. При этом, правда, шепотом добавляют, что  спрос на зарубежные бренды за тот же период увеличился вдвое. Но кого это волнует.

Волну недовольства среди главных бенефициаров отрасли вызвали недавно озвученные новые требования Минфина – взимать НДС со всех продаж товаров электронной торговли российским покупателям (а также установить единую ставку таможенной пошлины в 5%).

В ходе МЭФ в октябре 2024 года представители маркетплейсов намекали регулятору (*в форме мягкой угрозы) развалом рынка и утратой мотивации со стороны транзитного бизнеса.

Если вдуматься, то этот диалог между электронными магазинами и регулятором вскрывает всю подноготную. По их данным, российские торговые агенты и так едва сводят концы с концами, выживая «на одни чаевые». Даже пятипроцентный налог отправит их в нокаут, поскольку включение этих процентов в стоимость товара задушит потребительский спрос. Выходит: с одной стороны, российских цифровых челноков «щемит» государство, а с другой азиатская фабрика.

Резонный вопрос: зачем вообще нашей стране сотни тысяч граждан, занятых перепродажей дешевых товаров за недешевые деньги? Сама их занятость наносит вред отечественному легпрому и среднему производственному бизнесу, поскольку лишает этот бизнес квалифицированных рабочих рук.

Еще один аргумент: на рынке e-commerce отмечается заметное замедление продаж.

Это значит, что он достиг своего потолка потребительского платежеспособного спроса. Российский рынок исчерпан – такова его объективная емкость, которую больше не получится раздувать. А значит, повышенный спрос на курьеров, кладовщиков и сортировщиков с явным перегревом зарплат и логистических услуг уже в 2025 году аукнется побочкой в виде депрессивных кадровых тенденций. Многомиллионную обслугу придется сокращать, внутренние кадровые конфликты (а-ля Wildberries) будут обостряться. И нас ждет еще большая монополизация площадок. Сработает ловушка экономического роста, которая всегда сопровождает неуправляемый рынок. Маркетплейсы, чтобы не сбавлять обороты, будут раздуваться при помощи внедрения потребительских микрокредитов (уже можно наблюдать, как этот стремительный регресс входит в терминальную фазу).

Как выходить из платформенного тупика?

– Развивать законодательство о регулировании маркетплейсов, применяя к нему все условия Евразийского таможенного союза. А также принимая вдогонку к условному «Закону о платформенной экономике» пакет подзаконных актов с безусловными правилами игры для электронных магазинов. Прежде всего, по приемке, экспертизе, сертификации и контролю качества продаваемых товаров.

В Таможенный кодекс Союза уже внесены все необходимые отправные изменения. Прописаны определения для товаров электронной торговли, операторов электронной торговли, особенности регулирования и декларирования. Разведены полномочия между наднациональным и национальным уровнем регулирования.

А на национальном уровне не хватает самого главного – системы идентификации продавцов: российское законодательство не имеет легальных способов различения реальных производителей от посредников и перекупщиков. У первых должны быть явные преференции на электронной полке и в закупках малого объема. Тогда места цифровых дилеров на этой полке начнут постепенно занимать малые предприятия отечественного легпрома.

Автор: Андрей Троянский

29 января 2025, 23:29
276
Теги: #Маркетплейсы

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.