Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Право на апелляцию при изменении существенных условий контракта

Передовой опыт Нижегородской области в закупках заслуживает распространения на другие регионы страны
Право на апелляцию при изменении существенных условий контракта
Теги: #Регионы

Блок антикризисных мер правительства – в числе прочего предоставил регионам исключительное право проведения закупок у единственного поставщика и изменение существенных условий уже заключенных контрактов. С одной стороны, это позволило избежать остановки и деградации хозяйственных процессов. А с другой,  повышает и персональную ответственность за такие контракты со стороны органов, принимающих решения на местах. Регионы РФ пользуются возросшей властью хозяйствующего субъекта с осторожностью. Правоприменительная практика в этой части еще не сформирована.

По словам зампредседателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Антона Гетта, в рамках экономической мобилизации страны вырабатываются новые хозяйственные решения. При этом требуются быстрые механизмы реализации по тем вопросам, которые в мирное время позволительно было откладывать в долгий ящик.

– Возможно, новый перспективный опыт регионов будет учтен в дальнейших корректировках 44-ФЗ, – считает А. Гетта. –  Основополагающими принципами закона по-прежнему будут оставаться конкуренция, прозрачность закупочных процедур  с дополнительными полномочиями и рычагами для региональных властей, для губернаторов, – но и с большей их ответственностью, – подчеркивает депутат.  

Меры, которые сейчас носят временный характер, при должной систематизации и государственном контроле вполне могут оказаться полезной постоянно действующей частью федерального закона.

  • В непростой экономической и политической ситуации в регионах существенно возросли риски неисполнения госконтрактов из-за обстоятельств, независящих от воли поставщика, подрядчика или исполнителя. Минимизировать их влияние и поддержать бизнес в этот сложный период позволило оперативное принятие социально-экономических мер на федеральном уровне. Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ были введены нормы, позволяющие адаптировать заключенные госконтракты к таким обстоятельствам. В частности, предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Таким образом, местные власти получили право самостоятельно регулировать процесс исполнения контрактов для обеспечения потребностей региона, в частности, в отношении цены контракта и срока его исполнения, поскольку ограничений по пределам корректив, вносимых в условия контракта, не предусмотрено.

Вместе с тем, в связи с новыми полномочиями губернаторов  возникают риски: а) завышения цен, б) возможной аффилированности заказчика и поставщика, в) возникновения коррупционных факторов при исполнении контрактов.

В этой связи некоторые регионы нашли решения, повышающие прозрачность действий заказчика и подчиняющие эти действия определенному алгоритму. Особые полномочия при таком подходе становятся уже не стихийным человеческим фактором, а подчиняются понятным для всех правилам.

Практически сразу специальный порядок обязательного обоснования изменения существенных условий контрактов ввела Москва.  Передовые правоприменительные наработки по данному нормативу есть у Нижегородской области. Они были представлены на итоговом Экспертном совете Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам в конце декабря 2022 года. Нижегородский опыт регламентирует и упрощает не только работу заказчиков в сложных случаях, – он еще и защищает интересы поставщика.

Чтобы сообщить о невозможности дальнейшего исполнения контракта, либо запросить изменение его существенных условий, подрядчик должен обратиться к заказчику. При этом, как показывает практика, орган, формально обладающий полномочиями на внесение таких изменений, об этой истории банально может не знать. Непрозрачность информации провоцирует стороны контракта на ошибки.

Поэтому в Нижегородской области порядок обращения был максимально формализован. Алгоритм действий при поддержке Торгово-промышленной палаты региона был доведен до сведения всех предпринимателей. При этом, по аналогии с судебной системой была введена практика апелляции.

В Нижегородской области решение об изменении существенных условий контракта для обеспечения нужд региона принимается на основании постановления местного Правительства от 19.07.2022 № 560. Данным региональным актом утвержден Порядок, согласно которому решение об изменении существенных условий контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения региональных нужд, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, оформляется правовым актом об изменении существенных условий контракта. Следует отметить, что при разработке акта учитываются условия, призванные исключить как коррупционные риски, так и ухудшение условий контракта для государства. В частности, это условия о наличии положительных заключений об обоснованности изменения цены контракта (либо сохранения прежней цены при изменении характеристик и иных потребительских свойств товара (работы, услуги)) и наличии причинно-следственной связи между сложившейся ситуацией в стране и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Анализ показывает, что аналогичные условия и нормы также содержатся и в нормативных правовых актах, разработанных другими регионами. Однако ключевым отличием акта Нижегородской области является возможность защиты интересов поставщика (подрядчика, исполнителя), который не в состоянии исполнить контракт на прежних условиях.

Данный механизм предполагает возможность обжалования решения об отказе в принятии предложения об изменении существенных условий контракта путем направления жалобы в адрес заказчика. Поступившая жалоба с приложенными документами, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, рассматривается коллегиально оперативным штабом по предотвращению негативных явлений в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии Нижегородской области. Решением оперативного штаба может быть либо отмена обжалуемого решения, либо оставление жалобы без удовлетворения. Выписка из протокола оперативного штаба доводится до заказчика и поставщика, и, в случае принятия положительного для поставщика решения, является основанием для подготовки документов об изменении существенных условий контракта.

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. А наличие возможности апелляции создает условия для обеспечения государственных потребностей, снижается нагрузка на бюджет, возникающая из-за срыва сделок, а также повышается уровень прозрачности принятия решения об изменении существенных условий.

Правительство региона, во-первых, получает возможность гарантированно узнать о том,  что проблемная ситуация в закупках сложилась, а во-вторых – дает ей должную правовую оценку. Если бы аналогичный механизм применялся в других субъектах РФ, то это бы сняло коррупционные риски и снизило опасность антиконкурентных действий заказчика, которых так опасаются в ФАС России.

Сергей Бажанов, заместитель министра экономического развития и инвестиций Нижегородской области:

– Своевременно принятые правительством антикризисные меры в рамках 46-ФЗ позволяют регионам оперативно реагировать на поступающие вызовы  (это и повышение стоимости материалов и комплектующих, и разрыв логистических цепочек, и прочие трудности). Со вступлением этих мер в силу мы сразу начали оценивать риски. Поэтому мы создали многоуровневую систему, которая позволяет нивелировать влияние человеческого фактора. Введенная нами система апелляции позволяет сделать систему прозрачной, защитить интересы предпринимательского сообщества. Если мы своевременно скорректировали контракт, – значит и своевременно исполнили обязательства по нему.

  1. На обжалование поставщиком решения заказчика об отказе в принятии предложения об изменении существенных условий контракта установлен определенный временной период.
  2. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие доводы поставщика, в том числе: документы, подтверждающие наличие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в соответствии с действующими условиями;  обоснование изменения цены контракта либо сохранения прежней цены.
  3. Причины отказа в рассмотрении жалобы: жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его уполномоченным представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;  до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;  ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.
  4. Отказ в принятии жалобы не препятствует повторному обращению поставщика с жалобой в случае устранения причин отказа.
  5. Решение оперативного штаба об отмене обжалуемого решения является основанием для подготовки документов по изменению существенных условий контракта.

В свою очередь, по словам Бажанова, введенный порядок апелляции способствует и повышению ответственности исполнителей по контрактам. Если ты предложил изменить существенные условия контракта, то будь добр соответствовать заявленным требованиям.

В Нижегородской области, как и в некоторых других регионах страны действует достаточно жесткий механизм отбора поставщиков, привлекаемых в качестве единственных исполнителей по контрактам. Их кандидатуры поступают на рассмотрение Координационного штаба и оперативных штабов, куда входят эксперты разного профиля. Они оценивают квалификацию едпоставщика с точки зрения способности исполнения обязательств (сколько сотрудников в штате организации, проводится сравнительный анализ по другим исполненным контрактам, анализируется «законтрактованность» подрядчика и т.д. ). Изучение проводится прежде чем, кандидатура едпоставщика будет вынесена на рассмотрение правительства региона. В состав оперативного штаба при этом входят не только чиновники местной администрации, прокуратуры и других контролирующих органов, но и представители бизнес-сообщества, включая членов ОПОРЫ РОССИИ.  Сам процесс оценки квалификации – достаточно длительная процедура.

К описанной процедуре можно добавить и тот факт, что применение методики обязательного обоснования закупок у единственного поставщика – это магистральное требование ФАС России. Об этом в антимонопольном органе заявляли на публичных мероприятиях в течение 2022 года.  Основными критериями при этом являются «срочность» и «социальная значимость» закупки. Изменения существенных условий контрактов должны иметь четкую причинно-следственную связь с этими двумя критериями.

Анализ контрагента при таком подходе не помешает. Остаются вопросы к ценообразованию в рамках таких «эксклюзивных» контрактов. Но и здесь у регионов есть полезные наработки, о которых мы расскажем в следующих статьях.

Автор: Андрей Троянский

16 января 2023, 18:49
488
Теги: #Регионы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.