Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

О самом главном в закупках России

Интервью с директором XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Андреем Садофьевым
О самом главном в закупках России
Теги: #Форум-выставка "ГОСЗАКАЗ"

– Андрей Александрович, в этом году деловая программа Форума отличается прагматичным содержанием. Меньше теории, много правоприменительной практики. С чем это связано?

– Во-первых, с тем, что для всей страны пришло время действовать. Президентом определены четкие цели, правительством выработаны основные методы и инструменты их достижения, депутатами и сенаторами приняты базовые законы. А профессионалам закупок, участникам XIX Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»: регионам, корпорациям, заказчикам, поставщикам, электронным площадкам, отраслевым ассоциациям, представителям банковской системы осталось только воплощать эти планы в жизнь. Оттачивать технику исполнения, ломать голову над тем, как применить на пользу реальному делу меры поддержки и развития.

Во-вторых, в этом году Оргкомитет Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» возглавил вице-премьер Денис Валентинович Мантуров. Было подготовлено обстоятельное правительственное поручение о проведении Форума, которое и легло в основу Деловой программы. Поэтому в ней действительно много прикладных вопросов: например, касающихся развития инструментов достижения технологического суверенитета, подтверждения статуса российского происхождения продукции, изменения контрактной системы, разбора лучших практик госкомпаний и корпораций и многих других актуальных тем.

– Расскажите, как раскроется в мероприятиях Форума тема технологического суверенитета?

– У нас импортозамещению и мерам протекционизма в закупках посвящен практически весь первый день Форума. Он начнется с ключевого мероприятия – Пленарного заседания, в ходе которого уважаемые спикеры обсудят грядущую реформу национального режима в системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Во-первых, Госдумой в первом чтении одобрен законопроект, который должен унифицировать нормы 44-ФЗ и 223-ФЗ для защиты интересов национальных производителей. Во-вторых, тема, над которой давно работает Минпромторг – это создание механизмов «прослеживаемости» российского происхождения товаров на всех этапах –  от подведения итогов закупки до исполнения контракта, включая закупки товаров, осуществляемых третьими лицами, в том числе в рамках 223-ФЗ. Утверждены нацпроекты и мегапроекты корпораций и компаний с госучастием; в них, по самой логике развития страны, должна присутствовать определенная доля наукоемкой  российской продукции. А чтобы эта доля там действительно была (не только в виде отчетов),  требуются механизмы контроля и мониторинга закупок, возможности стимулирования таких закупок.

– Знает ли промышленность, что нужно государству? Как свести потребности экономики с реальными возможностями производственного бизнеса?

– Это ключевой вопрос, которому будет посвящена специальная дискуссия первого дня Форума. Ее участникам будет презентована концепция создания «Цифровой информационной инжиниринговой платформы».  Она поможет заказчикам всех уровней и типов в разработке и создании инновационной продукции, обеспечивающей технологический суверенитет. Идея в том, чтобы собрать максимальный объем данных о потребностях заказчиков в наукоемкой продукции из всех имеющихся источников (открытых и закрытых, доступных и не самых доступных). А затем преобразовать эту информацию в конкретные заказы с привлечением профильных инженерных организаций.  При этом Цифровой инжиниринговый центр сможет анализировать данные не только закупочного характера, но и выстраивать маркетинговые стратегии. Оказывать аналитическую помощь в поиске потенциальных подрядчиков, проводить аудит и оценку их деловой репутации, анализ финансовых и материальных ресурсов. А уже на этапе исполнения – обеспечивать взаимодействия генподрядчика и соисполнителей, заниматься документооборотом (разработкой проектной, технической документации, смет и т.д. ). Работа центра окажет непосредственное влияние на развитие производственных, кооперационных связей и субконтрактинга, что особенно сейчас актуально, как было сказано ранее в рамках политики импортозамещения и потребностей компаний в поиске новых российских партнеров.

– Часто говорят, что развитие наших производств сдерживается краткосрочным, по сути, устройством системы закупок. Это так?

– Мы постараемся дать профессиональный ответ на этот вопрос в специальной дискуссии под названием «Инструменты долгосрочных правоотношений между государством и промышленностью». Прошу обратить внимание, что мы здесь намеренно не зацикливались на одних только офсетных контрактах, а постарались охватить всю проблему долгосрочной контрактации во всем ее многообразии, включая контракты жизненного цикла, СПИКи, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве. Крайне интересный и дискуссионный вопрос – это возможность для пересмотра существующих правил заключения «долгосрочных» контрактов и договоров. Ну, и конечно же, представим предметный разбор практики офсетных контрактов с ответом на вопрос, что мешает их массовому применению в России.

– Насколько зрелой и устойчивой перед внешними вызовами является российская система закупок с технической точки зрения?

– Ответ на данный вопрос – это уже дискуссионный сюжет второго дня Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который начнется с презентации новаций и цифровых решений Федерального казначейства в сфере контрактных отношений. Особая тема – это взаимодействие ГИС ЕИС в сфере закупок с иными информационными системами. Как известно, цифровой прогресс не стоит на месте: за год в отрасли появляется масса новых сервисов и платформ. Возникают новые требования к открытости (или наоборот – к закрытости и защищенности этих систем), к сохранению конкурентной среды, к обмену информацией.  Постоянно развивается и сам закон, что, в свою очередь, требует  технического развития сервисов закупок. В поле зрения находится несколько государственных информационных систем, оператором которых выступает Федеральное казначейство. Это ГИС «Независимый регистратор» и «ГИС Торги» – система, предназначенная для реализации государственного и муниципального имущества». Ей будет посвящена специальная сессия второго дня Форума.

– Как на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» будет представлена позиция ФАС России?

– У нас в этом году две обширные темы, которые можно условно обозначить как «Контроль в закупках» и «Аудит в закупках». Подчеркну, что всех волнует не только односторонний взгляд государства. Поэтому в названии дискуссии так и указано  «Контроль с точки зрения ФАС, заказчика и поставщика». Из вопросов, уже ставших традиционными для Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», я выделил бы такие новшества как: возможности перехода с «коллективной» ответственности комиссии на персональную ответственность соответствующего должностного лица заказчика; и перспективы привлечения отраслевых союзов и ассоциаций в процессе рассмотрения жалоб.

Что же касается второй темы, то «Академия Контрактных Отношений» со Счетной палатой Российской Федерации проведет интереснейший круглый стол по теме «Аудит в сфере закупок». Полагаю, многим участникам Форума будет полезен обзор действий заказчика и обстоятельств, которые могут быть расценены аудитором как нецелевое или неэффективное, нерезультативное расходование средств бюджетной системы. Также будет представлен анализ судебной практики.

– Вы упомянули о развитии электронных сервисов закупок. Но ведь масштабы цифровизации гораздо шире. Отметят ли это на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»?

– Конечно же, цифровой прогресс не ограничивается только процедурной частью закупок. Свои прорывные разработки имеются у банков, институтов развития, у электронных торговых площадок, госкомпаний и госкорпораций. Мы не можем говорить обо всем сразу. Поэтому сосредоточились всего на одной, зато самой главной теме: «Приоритет отечественных решений при трансформации цифровой инфраструктуры». Так называется дискуссия первого дня Форума, которая охватывает список очень острых проблем – от объектов критической информационной инфраструктуры до цифровой зрелости органов государственной власти.

Логическим продолжением этой дискуссии станет презентация ВЭБ.РФ «Вместе создаем город будущего». Главный институт развития страны уже презентовал на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» свою систему гео-пространственного моделирования. Теперь мы увидим развитие этих идей в экономике города. Это интересно, это перекликается с позицией высших органов власти. Напомню, премьер Михаил Мишустин недавно обязал все регионы подключиться к национальной системе пространственных данных. Правительство РФ перешло к реализации новой стратегии пространственного развития, для чего были отобраны 1800 «опорных» населенных пунктов. По словам Мишустина, это «своего рода каркас нашей страны».

– В прошлом году Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» впервые в истории собрал крупнейшую делегацию бизнеса из новых регионов России, а совместный стенд четырех субъектов на экспозиции Форума представил их перспективную продукцию. Планируется ли продолжение этой истории в 2024 году?

– Да, предприятия и органы власти новых территорий снова приглашены к участию в Форуме. Однако, с нашей стороны, идея уже не только в презентации их делового потенциала, а в его раскрытии: через упрощенный режим закупок, через внедрение новых эффективных механизмов поддержки субъектов МСП. Есть разные способы поддержать бизнес Новороссии, в том числе такие инструменты, как закупки малого объема и закупки с полки. Это серьезное средство экономии, есть возможность внедрения передовых электронных закупочных сервисов такого рода без привлечения бюджетных средств. Также обсудим актуальные вопросы повышения квалификации заказчиков новых территорий, варианты совершенствования системы закупок у единственного поставщика. Об этом речь пойдет в рамках дискуссии «Адаптация новых территорий: первый закупочный опыт и перспективы полноценной интеграции».

– Рассматриваются ли как источник полезного опыта закупки корпоративных заказчиков по 223-ФЗ?

– Безусловно. Поэтому во второй день нашего Форума для предметного анализа такого опыта Союзом закупщиков при поддержке Комитета Государственной Думы по защите конкуренции будет организована дискуссия, посвященная корпоративным закупкам.  Мы выделим лучшие закупочные практики государственных корпораций и компаний с госучастием; механизмы проверки контрагентов и подтверждения их квалификации; первые результаты и перспективы заключения «долгосрочных» договоров; практику применения аккредитивов и эскроу в сфере закупок.

Также обсудим очень интересную инициативу Союза закупщиков – возможность унификации корпоративных реестров надежных поставщиков. В свое время с похожей идеей создания «Реестра добросовестных поставщиков» выходила ФАС России. Однако дальше этого дело не пошло.  Теперь предлагается более дипломатичная, частная версия такого реестра в формате добровольного обмена информацией о контрагентах.

– Не кажется ли вам, что нормативная база закупочной системы стала слишком объемной? Что уследить за всеми обновлениями закона с каждым годом все труднее? Есть ли идеи, что с этим делать дальше?

– Выполнить такую миссию, или, по крайней мере, вынести такой вопрос в публичное поле планирует Союз закупщиков совместно с Комитетом Госдумы по защите конкуренции. При Комитете сейчас формируется специальная рабочая группа по кодификации законодательства о закупках, в которую также приглашены представители  уполномоченных органов закупок регионов.

В третий день Форума состоится Экспертное совещание «Кодекс закупок или единые правила игры». Это головоломка для самых умных и самых опытных профессионалов закупок. Речь идет о кодификации закупочного законодательства в части объединения 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ, а также ряда подзаконных актов в единый Кодекс закупок. Мы тут не претендуем на научную новизну или на функции государственных институтов. Но кто-то должен начать эту работу: просто для удобства прочтения законодательства о закупках, а самое главное – ради его однозначной трактовки. Возможно, однажды из этого кодекса получится то, что юристы называют «закон прямого действия», который не будет требовать пояснений Минфина.

Кроме того, в третий день Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» запланировано пять секций, посвященных закупкам с отраслевой спецификой: здравоохранение, строительство и ЖКХ, образование, транспорт, энергетика. Каждая из этих отраслей выросла в отдельное нормативное ответвление со своим подзаконным регулированием, правилами ценообразования, контроля, системой субконтрактных отношений. И заказчикам, и поставщикам жизненно важно погружаться в эти нюансы, чтобы преуспеть.

Наверное, самой утилитарной частью деловой программы Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» является ежегодная эксклюзивная сессия: «Мы знаем ответы на все вопросы». На любые вопросы из зала (включая самые острые) отвечают представители Минфина России, ФАС России, Федерального казначейства и Минпромторга России.

В заключение, хочу сказать, что деловая программа – это лишь видимая часть актуальной повестки национальных закупок. Есть еще другая часть «айсберга», которая раскрывается участникам  Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Одно дело пассивно наблюдать, как меняется жизнь страны, и совсем другое – в этих событиях непосредственно участвовать, и даже влиять на принимаемые решения государственного масштаба. Наш Форум – это одна из немногих гражданских площадок, где профессионалам закупок представляется такая возможность. Ведь в течение трех дней вырабатывается экспертная резолюция, она берется в основу правительственного поручения по итогам Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Чтобы быть в курсе самых острых событий, определяющих судьбу российской экономики, приходите в Сколково 15-17 мая.

7 мая 2024, 14:39
624
Теги: #Форум-выставка "ГОСЗАКАЗ"

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.