Тема регионального развития в новой реальности после резкого повышения ключевой ставки ЦБ стала одним из лейтмотивов VII Московского финансового форума в Манеже.
Может существенно снизиться эффективность тех ресурсов и тех инструментов, которые были государством настроены ранее, и которые в большей или меньшей мере работали на благо российской экономики.
В результате ужесточения финансовой политики ЦБ правительством РФ уже рассматриваются перспективы секвестра программ льготного кредитования в ТОРах (территориях опережающего развития) и ОЭЗ (особых экономических зонах). Некоторые ТОР имеют «запасной» инструмент льготного кредитования по программам ВЭБа в рамках развития моногородов на 15 лет. Однако для резидентов ОЭЗ никаких финансовых альтернатив не остается. Таким образом, государство может потерять не только активный бизнес, уже включившийся в процесс, но и собственные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ, осуществленные в предыдущие годы.
Можно долго обсуждать частные практики, на которые решились регионы, чтобы добиться создания вспомогательной инженерной инфраструктуры, поддержки наукоемкого бизнеса, предпринимательства, роста инвестиций в основные фонды (Территории опережающего развития, региональные программы ФРП и т.д. ) – все эти действительно важные и правильные усилия могут быть обесценены финансовой политикой, заточенной только на спекулятивные интересы банковского сектора.
Для информации, банковская система РФ уже давно и очень стабильно зарабатывает больше всей российской промышленности вместе взятой – в основном за счёт валютной переоценки. За восемь месяцев 2023 года чистая прибыль банковского сектора – 2,4 трлн рублей сравнялась с результатом 2021 года, который был рекордным для банков. А еще раньше также были свои пики и рекорды. При этом, если посмотреть на хронологию вопроса о притоке длинных дешевых денег в реальную (т.е. производящую экономику страны), – то проблема уходит далеко в начало 2010-х годов. О финансовом голоде, нехватке оборотных и инвестиционных средств, низком коэффициенте монетизации российской экономики в разных терминах и в разных жанрах политического и научного дискурса не говорит уже только ленивый. Конечно, за это время государство проделало колоссальную работу, и ситуация с тотальной зависимостью регионов от коммерческого кредита уже не настолько страшная, как даже пять лет тому назад. Но возможно пора отредактировать и сами принципы финансового регулирования, сделав их более лояльными к тем, кто производит? Не случайно от президента поступила новая вводная – сделать Россию «экономикой предложения».
Полина Крючкова, замглавы Минэкономразвития:
– Решая в моменте вопрос балансировки спроса и предложения, ЦБ в долгосрочном плане высокой ключевой ставкой то самое развитие предложения сдерживает. Поэтому с нашей точки зрения, финансовая политика государства должна быть более тонкой. Какие-то инструменты бюджетной политики уже работают, например, таксономия проектов, которая позволяет сложные, наукоемкие проекты структурной трансформации перевести в немного другую категорию риска. Такого рода настройка инструментов, влияющих на размер кредитования, остро необходима. Высокая ключевая ставка – это очень мощное лекарство с серьезными побочными эффектами. И если ею лечить от всего, то результаты могут быть неутешительными.
Требуются 3D-деньги (длинные, дешевые, доступные)
Вопрос ребром, поставленный экспертным сообществом на форуме: «почему компенсация жесткой финансовой политики ЦБ должна происходить за счет социальных объектов и инфраструктурного развития страны?».
Иван Куцевляк, заместитель руководителя аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области — начальник Экспертно-аналитического управления правительства Челябинской области:
– Я не понимаю, почему взяв деньги, мы не можем достроить детский сад…
По словам эксперта, нужна специальная централизованная государственная программа льготного фондирования, которая бы позволила доводить средства до реального сектора экономики на условиях более мягких, чем кредитно-денежная политика ЦБ и по ставке дешевле ключевой. Требуются 3D-деньги (длинные, дешевые, доступные).
– В конечном итоге определяющей для экономической устойчивости регионов будет возможность (или невозможность) получать длинные, дешевые, доступные деньги. Подчеркну, что длина и дешевизна – это только часть истории. Некоторые существующие методики предполагают льготное кредитование, но по факту они малодоступны.
У государства в распоряжении есть нетривиальные способы вырулить из непростой ситуации. Цифровой рубль открывает новые возможности для такого смягчения.
Благодаря этому новому средству государство вполне может позволить себе сохранить ключевую ставку для потребительского кредитования и так называемого «необеспеченного спроса», создав альтернативный канал финансирования промышленности через современную цифровую платформу. Сформировать предложение, снизить рост цен, и таким образом – опосредовано повлиять на возвращение ключевой ставки к адекватным показателям.
В Минэкономразвития считают, что необходим новый детальный анализ структуры кредитования внутреннего рынка, который позволит принять аккуратные решения в пользу регионального развития.
Со стороны бизнеса регионов в Минэке ежегодно фиксируют один и тот же список пожеланий по оздоровлению финансовой среды: а) кредитование по беззалоговому принципу, б) по адекватной (подъемной) потребительской ставке, в) на длительный срок. Это давно превратилось в набор «хронических» требований к финансовому блоку.
Также прозвучала идея сделать территорией опережающего развития весь Дальний Восток, учитывая геостратегические особенности данного региона (близость к Китаю при колоссальном оттоке населения и удаленности от федерального центра).
Принципиально важным в сложившихся условиях является сохранение всех бюджетных и налоговых полномочий для субъектов РФ – стабильность административной модели.
«Некитай» познается в сравнении
Характерно, что пока российские регионы вместе с Правительством пытаются придумать, как не умереть от внезапного финансового голода, который наступил вслед за хроническим финансовым недокормом, Китай отвечает на санкции и экономическое давление Запада «новой индустриализацией»!
Курс на «новую индустриализацию» был включён в доклад 20-му съезду КПК в октябре 2022 года. Их индустриализация зиждется на трех китах: модернизация традиционных отраслей, развертывание новых стратегических отраслей с нуля и цифровизация производственных процессов. Само собой разумеется, что без денег эти киты никуда не поплывут, и вообще, останутся только в воображении. Все три направления требуют тех самых длинных, дешевых денег, которых потребовали сегодня на Московском форуме и которых в КНР никто не жалеет. Больше того, под задачи индустриализации без проблем проводится их целевая эмиссия.
А вот, горькая правда в тему разговора с другого менее пафосного, но близкого к земным реалиям мероприятия. Практически одновременно с МФФ в городе Елец Липецкой области прошло заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по теме промышленного развития и конкурентоспособности российской экономики. Президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин рассказал, почему российские промышленники в регионах проигрывают конкуренцию с Поднебесной, а ключевые узлы и комплектующие ввозят в нашу страну из КНР уже в макроэкономических масштабах. Просто цифры.
– В Китае средняя налоговая нагрузка 20%, а в России – 47,7%. Или взять, к примеру, ставки НДС: в Китае — 13%, в России — 20%. Кредиты: в Китае выдают под 0,05%, в России — под 12%. Именно поэтому дешевле закупать важные системы в Китае, чем производить их самостоятельно.
В заключение, стратегическое пожелание от губернатора Челябинской области Алексея Текслера, которое все СМИ озвучивают как голос регионов на МФФ. Он заявил о необходимости продления программы бюджетных (*инфраструктурных кредитов) до 2030 года. Напомним – эти кредиты выдаются регионам на развитие по околонулевым ставкам на долгосрочных условиях через расчетно-кассовый аппарат Казначейства.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет