Достоверность и прозрачность всей бюджетной отчетности – одна из фундаментальных задач Федерального казначейства России, которая реализуется через систему казначейского сопровождения и электронный бюджет.
За десять лет система проделала огромную эволюцию. Если в начале пути государство получало более-менее достоверную информацию раз в месяц, то сегодня все данные по доходам и расходам бюджетов всех уровней отображаются в режиме реального времени. Уровень прозрачности, понятности, оперативности, глубина детализации стали гораздо выше.
Отдельный блок вопросов, за который отвечает Казначейство – это контроль и ревизия. В 2023 году отмечалось столетие контрольно-ревизионных органов Минфина России. Проверка исполнения бюджетов вышла на новый уровень. От наказаний постфактум за различные нарушения Федеральное казначейство перешло к методике управления рисками. Появилось четкое понимание потенциально уязвимых «участков» бюджетной деятельности, ведется профилактика и предотвращение нарушений, до того, как они совершены. Казначейство находится в режиме непрерывного взаимодействие с рядом крупных организаций, которые распоряжаются средствами, предоставленными из бюджета, что позволяет Правительству России помогать им добиваться поставленных национальных целей более эффективными и экономными методами.
Все средства бюджетной системы страны физически сосредоточены на едином казначейском счете, который открыт в ЦБ РФ. Доходы приходят, расходы осуществляются: при этом возникают своего рода оборотные средства, остатки на казначейских счетах, которые требуют умного управления.
Это управление происходит через открытые биржевые инструменты, например, на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Преимущественно это короткие дистанции (от одного до тридцати пяти дней), поскольку происходит управление остатками средств на едином счете внутри одного бюджетного цикла.
Это впечатляет: по данным Казначейства, до 90% средств находятся в режиме постоянного размещения. Ресурсы должны приносить дополнительные доходы. За 2022 год Казначейство, благодаря такой тактике, обеспечило поступление в доходы бюджетов 541,7 млрд (!) рублей. Уже известно, что за 2023 год сумма еще больше. Каждый день Казначейство в физическом смысле приумножает ресурсы федерального бюджета и бюджетов публично-правовых образований.
– Мы должны быть уверены, что каждая копейка на едином казначейском счете работает, – говорит глава Федерального казначейства Роман Артюхин.
В 2022 году исполнение бюджета составило 97,5% (один из самых высоких показателей).
Механизм единых счетов бюджетов позволяет управлять остатками; на единый счет могут временно подкрепляться все сэкономленные средства автономных бюджетных учреждений, остатки казначейского сопровождения и «временного распоряжения». Таким образом, ликвидность единого казначейского счета «подпитывается» ресурсами дочерних, зависимых организаций. В непростых экономических условиях после начала СВО это уже принесло огромную практическую пользу: помогло решить массу вопросов, связанных с кассовыми разрывами и новыми порядками единого налогового платежа.
Одно из ключевых достижений минувшего года – это интеграция новых субъектов РФ (Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей в казначейскую систему Российской Федерации. За год проделана титаническая работа. С 1 января, то есть спустя всего несколько месяцев после референдума, потребовалось полноценно запустить в дело бюджеты четырех субъектов Новороссии.
– Каждого клиента нужно было провести, в буквальном смысле, за руку через цепочку обязательных процедур (*регистрация, выдача электронных подписей, работа с программным продуктом, знакомство с федеральными стандартами учета), – поясняет Роман Артюхин. – Все это нужно было сделать максимально оперативно. С 1 января 2022 года обеспечено бесперебойное осуществление всех бюджетных платежей, через функционал доступный на всей территории РФ. Мы гордимся этим результатом.
По словам руководителя Федерального казначейства, для решения внутренних кадровых вопросов и строительства казначейской структуры управления в новых регионах использовался успешный опыт 2014 года (Крыма и Севастополя).
О многообещающих перспективах казначейского процесса
1. Ранее сообщалось, что с начала 2024 года Казначейство запустит эксперимент по использованию цифрового рубля по отдельным бюджетным проектам. Это очень хорошая новость, даже если на первых шагах такие вливания будут минимальными. И вот почему.
Главное достоинство крипторубля для его эмитента в лице ЦБ заключается в том, что выданные в качестве кредита «цифровые купюры» невозможно будет повторно использовать в качестве кредитного ресурса до погашения кем-либо из должников этими же «цифровыми купюрами» ранее выданных кредитов.
В условиях сверхпрофицита гипертрофированной банковской системы, которая превратилась в черную дыру российской экономики, – это очень важное свойство. Прибыль банков, по факту, безвозвратно изымается из экономики: это деньги, которые не работают на ее развитие. С цифровым рублем, по сути, речь идет о создании денег нового типа, защищенных от спекуляций. А, значит, и эмитировать цифровых рублей можно в разы больше, чем «деревянных» без инфляционных рисков.
Эмитированные ЦБ денежные средства являются его чистой прибылью. Но главное достоинство крипторубля состоит в том, что для юр\ и физлиц по системе казначейского сопровождения возможно беспроцентное кредитование либо кредитование по ставкам, близким к нулевой. Как это уже происходит с инфраструктурными бюджетными кредитами. Только теперь уже для промышленности и среднего бизнеса.
2. Казначейские кредиты для устранения кассовых разрывов. В конце прошлого года министр экономики Максим Решетников, предлагал временно заместить казначейскими кредитами объемы инвестиционного налогового вычета в регионах. Эта идея получила поддержку «ОПОРЫ РОССИИ». Судя по сигналам от бизнеса, поступающим с «большой земли», инвествычет является невыгодным механизмом для регионов, поскольку образуется текущий кассовый разрыв. Поэтому субъектам хотя бы на три выпадающие года следовало бы предоставить казначейские кредиты.
3. Казначейские кредиты для субсидирования спроса. В 2023 году инструмент казначейского кредитования впервые был опробован на промышленной сфере и сразу же показал замечательный мультипликативный эффект для производства. Регионам выделялись долгосрочные бюджетные казначейские займы со ставкой до 3% годовых на обновление транспортной инфраструктуры. Эти средства направлялись на закупку сотен единиц новой отечественной техники для обновления сетей общественного транспорта. В результате десятки российских машиностроительных компаний, задействованных в производстве автобусов, троллейбусов, трамваев получили гарантированный заказ и загрузку мощностей.
Программа продолжает развиваться. Так, например, уже в 2024 году Татарстан планирует приобрести для Набережных Челнов автобусы большой вместимости, используя 20-летние казначейские кредиты под 3% годовых и программу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В общей сложности, только в один этот город должны поступить 90 автобусов. Ко всему прочему, они должны быть укомплектованы телематическим оборудованием, камерами, электронными средствами платежа и учета пассажиропотока. Это тоже заказы для российского бизнеса.
4. Инфраструктурный казначейский кредит. Огромная сверхприбыльная сфера применения казначейских займов (как минимум, на ближайшее десятилетие) – это энергетика и инженерная инфраструктура городов. Из свежих новостей: Кировская область получила специальный казначейский кредит в размере 773 млн рублей для строительства двух новых котельных (на 15 лет под 3% годовых). По словам главы региона Александра Соколова, выданный на таких условиях кредит является подарком для области. Эта оценка актуальна для любого региона России.
Чтобы получить казначейский займ, субъектам РФ приходится бороться, доказывая свою управленческую компетентность. Это очень важный момент в формировании новой деловой этики России. Северная Осетия получила специальный казначейский кредит на 2,3 млрд рублей под 3%. Иркутская область взяла аналогичный займ 0,5 млрд рублей – для приведения в нормативное состояние 6,5 км автомобильных дорог региона. Если в прошлом году казначейские кредиты на инфраструктуру выдавали регионам, экономика которых наиболее сильно пострадала от санкций, то в дальнейшем финансовыми стандартами казначейства можно и нужно пользоваться для повышения качества управленческих кадров, для развития навыков государственного планирования, для достижения целей нацпроектов.
- Стандартизация бюджетных процессов, для повышения управленческой культуры. Еще одна новая сфера приложения казначейских стандартов – это планы развития городских агломераций России. Своеобразный эксперимент разворачивается на Дальнем Востоке и в Арктике. До конца 2023 года были утверждены такие мастер-планы для 22 агломераций Дальнего Востока. А также мастер-планы 16 опорных городов Арктики.
– Общий объем средств на все 22 агломерации (25 городов) вышел внушительным – 4,4 триллиона рублей на семь лет, – сообщает Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Часть этих средств поступит в виде казначейских бюджетных кредитов. Половина (2,2 трлн) – это внебюджетные инвестиции, главным образом на жилищное строительство.
Инструменты эффективного контроля за исполнением бюджета играют в этой истории ключевую роль, особенно, учитывая разные источники происхождения финансирования. Общая касса складывается из специальных казначейских кредитов, облигаций Дом.РФ, льготного финансирования ВЭБ.РФ, и средств Дальневосточной концессии.
– Так, на ближайшую перспективу уже заложены 668 млрд руб. из федерального и регионального бюджетов, – поясняет Алексей Чекунков. – Далее в каждом бюджетном цикле будем добавлять объекты по мере проектирования и готовности.
Работа над такими сложными проектами стала возможной благодаря цифровым инструментам Федерального казначейства. Наиболее полный отчет о казначейских процессах за 2023 год будет представлен на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в Москве 15-17 мая, на ВДНХ. Посетители смогут ознакомиться со всеми электронными сервисами Федерального казначейства на стенде ведомства, а также в рамках дискуссионной повестки Форума.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет