Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Закупки в цифрах: о чем говорит статистика Федерального казначейства

Закупки в цифрах: о чем говорит статистика Федерального казначейства
Теги: #Федеральное казначейство

Цифровизация системы закупок – один из наиболее эффективных процессов в российской экономике. Задача осложняется тем, что законодательство в этой сфере весьма сложное и меняется быстро. Регулирование стремительно развивалось все эти годы, это происходило параллельно с техническим развитием самой системы.

С презентацией ключевых технических изменений системы на XIX Всероссийском Форуме-выставке “ГОСЗАКАЗ” выступила Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:

– Мы, безусловно, получаем обратную связь от наших клиентов. В Казначействе мы имеем с ними дело не только в рамках собственно контрактации, но и в парадигме всех финансовых отношений (платежи, авансы, вопросы связанные с постановкой на учет бюджетных денежных обязательств). Контрактация – это самый сложный с точки зрения финансов, платеж. В отличие, например, от зарплат или социальных выплат, по контрактам есть проверка целеполагания, проверка соответствия кодам бюджетной классификации, кодам объектов капстроя и т.д. , есть множество аналитических запросов от руководителей. От Федерального казначейства требуется процедура санкционирования, которая предполагает жесткий контроль в тот момент, когда средства поступают в виде оплаты подрядчику и выходят из бюджетной системы вовне безвозвратно. Поэтому все процессы, связанные с контрактными отношениями и платежами по ним, обременены большим объемом регулирования.

Общий смысл работы Казначейства как оператора системы закупок, по словам Анны Катамадзе, призван упростить жизнь пользователя. Чтобы человек, не обладающий опытом в этой сфере, мог достаточно быстро разобраться в принципах закупок на интуитивно-адаптивном уровне.

– Задача системы  – максимально разгрузить клиента от необходимости иметь академические знания в области нормативно-правового регулирования. Мы стараемся переложить на язык эргономики, на язык действий в системе, то, что можно было бы прочитать в условной инструкции, – пояснила Анна Катамадзе.

С другой стороны, одной из самых значимых задач Казначейства, при этом, остается предоставление объективной аналитики органам власти. С тем, чтобы у правительства было понимание эффективности принятых решений.

За 2023 год, по данным Казначейства, продолжился общий рост контрактации в РФ. В количественном отношении он перешагнул отметку в 30 трлн рублей (включая закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ).

– Напомню, что в рамках 223-ФЗ у нас осуществлен возврат всех заказчиков, которые попали под санкции в сферу учета. Мы создавали для них специальные инструменты защиты, закрытый контур, аттестовывали систему. Также, Минфином России были приняты поправки в 223-ФЗ, – отметила Анна Катамадзе.

Уровень транзакционности национальной системы закупок, по словам эксперта, очень сильно вырос. Традиционно этот показатель держался в районе 120 млрд транзакций в системе операций, а сейчас он приближается к 150 млрд.

Одной из самых значимых новаций последних лет стал запуск цифрового контракта. С технической точки зрения эта задача реализации положений 360-ФЗ оказалась непростой. С 1 октября 2023 года положения о цифровом контракте вступили в силу как право заказчика, а с 1 апреля 2024 года – как его обязанность по конкурентным процедурам. В рамках нового пакета поправок будет введена норма, обязывающая заключать цифровые контракты  по всей 93 статье, по любым единственным исполнителям (с титулом, электронным актом, с полным автосанкционированием в ЕИС).

Значительным шагом вперед в качественном развитии системы стало создание безопасного закрытого контура. Произошла интеграция с новыми специализированными электронными торговыми площадками, которые были отобраны Минфином и ФАС России.

– Мы воспроизвели там все сервисы, связанные с ведением реестров: реестром контрактов, реестром договоров, финансовыми сервисами, финансовым контролем и, конечно, электронным обжалованием. По цифрам видно, что закупки в закрытом контуре составляют больше 12 трлн рублей. Это существенная часть закупок, которая вернулась в сферу аналитики (с точки зрения прозрачности и понимания всех происходящих в этой сфере процессов).

В текущем году полностью завершено внедрение системы автоплатежей. В том числе, с охватом региональных и муниципальных заказчиков, осуществляющих кассовое обслуживание через Казначейство России. Лицевые счета в Казначействе на данный момент имеют 70% всех субъектов РФ. Оплата госконтракта для всех теперь проходит в формате автосанкционирования. Это стало возможным благодаря раннему внедрению цифровых актов приемки и структурированному цифровому контракту.

– Цифровой контракт позволяет полностью уйти от так называемых «глазных» проверок со стороны Казначейства или уполномоченного финансового органа при внесении в Реестр контрактов. Также, как сейчас сведения об исполнении контрактов формируются автоматически на основе электронного актирования, аналогичным образом теперь будут формироваться и сведения в Реестре контрактов. За исключением тех случаев, когда подразумевается бумажный формат. Таких случаев мы, к сожалению, не можем исключить: например, по коммунальным платежам. Там очень много внутренней регуляторики, и мы опасаемся, что при формировании своей структуры данных мы не учтем различные нюансы, которые урегулированы иным федеральным законодательством, – отметила Анна Катамадзе.

Реализовано импортозамещение аналитического модуля Федерального казначейства. Сюда входят массивы данных, предоставляемые государственным контролерам (Администрации Президента, Контрольному управлению, Минфину, ФАС и т.д. ). Примечательно, что работая в аналитическом модуле системы, операторы видят не просто первичную информацию, а выкладки, позволяющие следить за глубокими экономическими процессами в комплексе.

ЕИС в сфере закупок стала первой системой страны, где были внедрены новые положения 63-ФЗ о внедрении машиночитаемых доверенностей. – Мы перешли в режим, когда любое лицо в системе может сформировать машиночитаемую доверенность, полностью легитимную по Гражданскому кодексу. При этом не требуется каких-то дополнительных документов или приказов. Все можно сделать в системе: вся цепочка передоверия хранится в нашем депозитарии. Критически важно обеспечить безопасность подписания, и легитимность лиц, подписывающих первичные документы (в том числе, для бухгалтерского учета и для оплаты). Это важный функционал, мы его внедрили, и мы можем гарантировать, что у нас ни один документ не будет дискредитирован.

О тенденциях в национальной системе закупок, согласно аналитике Федерального Казначейства

По результатам двух лет года наблюдается заметный рост числа единственных исполнителей. Это связано с эксклюзивным правом глав субъектов проводить такие закупки в условиях санкций. Сейчас эта антикризисная норма, претерпела изменения, поэтому в Казначействе рассчитывают, что по итогам 2024 года конкуренция снова возрастет (особенно в тех сферах, где для этого есть крайняя необходимость).

Казначейство представило статистику по закупкам у единственного исполнителя в динамике. В структуре закупок у едпоставщика – подавляющую сумму – составляют закупки, проведенные по решению глав субъектов РФ.

– Мы анализировали эти решения, и зачастую они никак не были связаны с контр-санкционными мерами, – прокомментировала Анна Катамадзе. – Поэтому мы полностью поддержали позицию Минфина России об ограничении применения этой нормы. Госдума приняла соответствующие поправки. Надо возвращаться в нормальное русло работы.

В рамках 223-ФЗ наблюдается резкий рост закупок у единственных исполнителей.

– Мы понимаем, что регулирование позволяет это делать заказчику. Возможно в перспективе Минфину и ФАС России после детального анализа «почему это происходит» удастся решить этот вопрос.

По данным Казначейства, в России продолжаются позитивные процессы импортозамещения. Есть тенденция к росту закупок российской продукции по 44-ФЗ (почти на 200 млрд рублей).

Достаточно интересно выглядит раскладка закупок по ключевым отраслям национальной экономики.

Статистика свидетельствует о том, что стройкомплекс составляет больше половины всей контрактации с суммой контрактов (5,7 трлн рублей и 5,3 трлн рулей за 2022 и 2023 годы соответственно). Медицина (лекарства + медизделия) занимает вторую строчку расходов. Третью – жилищно-коммунальный комплекс (закупки у естественных монополистов).

– У нас хороший тренд: в сфере лекарственного обеспечения и медицины конкурентных закупок стало больше. Это при том, что действовало право глав субъектов проводить закупки у единственного исполнителя.

Перспективные планы развития системы, по словам Анны Катамадзе, уже запрограммированы законодательством о закупках.

В первую очередь, это перевод всех закупок у единственного исполнителя в ГИС. В противном случае государство не сможет ничего анализировать. Данные, предоставляемые в бумажной форме, являются не валидными для аналитики.

Еще одним шагом в развитии системы станет перевод в цифровую форму дополнительных соглашений (предусмотрено законом с 1 января 2025 года).

Скачать презентацию

12 июля 2024, 14:10
509
Теги: #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.