Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Принуждение к модернизации» – программный посыл от первого вице-премьера Андрея Белоусова

Что ждет национальную систему закупок в контексте нового закона о технологическом развитии?
«Принуждение к модернизации» – программный посыл от первого вице-премьера Андрея Белоусова
Теги: #НИОКР #технологический суверенитет

В России появится система головных исполнителей с маршрутами промышленной кооперации, а также четкий статус НИР и НИОКР в закупках.

В мае по поручению президента была принята Концепция технологического суверенитета России. Следом за ней был разработан закон о технологической политике, который является логическим продолжением принятого документа.

– Надо сказать, что закон уникальный, у нас такого закона до сих пор не было, есть понятные причины. По сути дела, это закон о реализации технологического суверенитета – поясняет первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Законом четко названы приоритетные проекты для индустриального бизнеса, у которых есть предметное выражение в виде наукоемкой продукции. Таких приоритетов порядка десяти, и по каждому есть своя номенклатура изделий: станкостроение, микроэлектроника, беспилотные авиационные системы, дизелестроение, отдельные виды химии, медтехника, фармацевтика…

Таким образом, мечта промышленного бизнеса становится явью: всем сестрам по серьгам, каждому нацпроекту – по продуктовой линейке. С таким пожеланием к национальной системе закупок в рамках работы Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в разное время выступали уважаемые эксперты разного уровня. Такая логика развития страны пользуется неизменной поддержкой со стороны Минпромторга и Минэкономразвития. И теперь она будет реализована. Предметный подход к технологическому развитию России – это большая стратегическая победа созидательных сил  во внутренней политике. У отечественной науки наконец-то вырисовывается внятный статус в закупках. У наукоемких проектов – появляется нечто большее, чем стихийная рыночная мотивация.

Система головных исполнителей

Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации:

– В чем отличительное свойство приоритетных проектов? Когда реализуется такой масштабный проект, там большое количество участников. Первое, что, безусловно, в законе зафиксировано, – это наличие устойчивого долгосрочного спроса со стороны, как правило, либо государства, либо компаний с госучастием, что снижает риски реализации проекта для всех его участников. Второе – четко прописан статус головного исполнителя. У нас есть опыт гособоронзаказа с головными исполнителями, он вполне себя оправдывает, в том числе как показывают последние события. И здесь реализована та же самая схема: может быть один головной исполнитель или несколько, но это должны быть четко зафиксированные компании, обычно частные компании, которые заключают с носителями долгосрочного спроса долгосрочные контракты. Этот долгосрочный контракт уже служит основой для привлечения мер государственной поддержки, в том числе льготных кредитов, льгот и разных инструментов, которые тоже в законе прописаны.

По словам Андрея Белоусова, головному исполнителю вменяется в обязанность формирование промышленной кооперации. Кооперация также является новеллой нового закона. Под будущую кооперационную цепочку верстается технологическая сетка, технологические карты, то есть перечень тех критических технологий, которые необходимы для изготовления конкретной продуктовой линейки. Таким образом, у научного сообщества и институтов, которые обеспечивают его существование, появляются предметно выраженные цели, которые исходят из вполне конкретных потребностей изготовления высокотехнологичной продукции.

Первым тестовым полигоном для нового управленческого подхода станет нацпроект БАС. На беспилотных авиасистемах будет обкатано нормативное, кадровое и финансовое обеспечение в едином комплексе.

Интерсное из документов Центра макроэкономического прогнозирования, работу которого курирует Андрей Белоусов. Что надо было сделать для преодоления разрывов в технологическом воспроизводстве

Для бизнеса / среднетехнологических компаний:

  • прогнозная оценка долгосрочных перспектив и специфических ограничений развития отдельных рынков, отраслей и технологий;
  • проведение технологического форсайта, выявляющего технологические приоритеты компаний и формирующего систему их связей с научными.

Одним из инструментов такого форсайта Белоусов считает программу доращивания малых технологических компаний.

Выступая в ноябре на Русском экономическом форуме  в г. Челябинск Андрей Белоусов изложил общий взгляд на дальнейшее технологическое развития России. При этом он использовал очень яркое словосочетание «принуждение к модернизации», которое, на наш взгляд, является оптимальным критерием эффективности для системы закупок в сфере науки и высоких технологий. Именно таким свойством должны обладать 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В частности, Белоусов предложил создавать среды постоянной технологической кооперации компаний, технологического трансферта от государственных научных центров (ГНЦ) в массовые отрасли. Поддерживать инновационную культуру через «принуждение к модернизации».

Одной из форм такого принуждения, является национальный режим для 223-ФЗ, в рамках которого в законе о закупках госкомпаний и госкорпораций должны появиться приоритеты для российской продукции и отечественных технологий,  а также запреты и ограничения на импорт, которые действуют в госзаказе. Принятие такой законотворческой новеллы было анонсировано на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле 2023 года. Над законопроектом уже проделана огромная работа по линии Минпромторга и Минфина. До конца года он должен пройти последние стадии согласования и доработки. Это документ исторического масштаба и предназначения, поэтому не удивительно, что он столкнулся с серьезным идеологическим сопротивлением со стороны тех, кто мечтает жить и работать как раньше, в досанкционный период.

В свою очередь на полях XVIII Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» были подняты острейшие проблемы статуса НИР и НИОКР в системе государственных закупок. Они изложены в Резолюции Форума и до сих пор ждут своего решения:

  • в нормативах затрат на НИР/НИОКР не учитывается их специфика (механизмы ПП РФ 1047, 927);
  • трудноприменимость способов обоснования Н(М)ЦК для НИОКР;
  • несопоставимость опыта участников в конкурсах на НИОКР по причине вопросов соотносимости с предметом работ в конкретной закупке.

В связи с этим предлагается для НИОКР предусмотреть в 44-ФЗ:

  • специальный раздел, посвященный особенностям процедур закупок НИОКР;
  • предусмотреть специальные инструменты обоснования Н(М)ЦК;
  • возможность коллективного участия группы ученых (простое товарищество).

Также на Форуме прозвучало предложение разработать Закупочный кодекс для НИР и НИОКР, который выведет закупки результатов научной деятельности из под общих оснований и будет предусматривать для них особый режим: иные подходы к кредитованию, инвестированию, конкуренции, исполнению контрактов и страхованию рисков.

Справка

В России общий объем финансирования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2022—2024 годах по 34-м отраслевым госпрограммам оценивался на сумму более чем 1,4 трлн рублей. В марте 2022 года для поддержки НИОКР были расширены льготы. В сентябре 2022 года Минпромторгу России для субсидирования организаций в сфере НИОКР было выделено 6 млн рублей.

Автор: Андрей Троянский

16 ноября 2023, 22:41
516
Теги: #НИОКР #технологический суверенитет

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.