Недавно заместитель министра финансов Алексей Лавров высказался о том, что российская контрактная система методологически дозрела до внедрения инструментов нормирования.
– У нас законодательно установлены жесткие требования по прозрачности всех закупок. В современном цифровом пространстве тяжело закупить товары с избыточными потребительскими характеристиками, скрыть ничего невозможно. Каждый такой случай, безусловно, становится предметом рассмотрения, в том числе, и контрольных органов, – объяснил Алексей Лавров. – Кроме того, в России действует система нормирования в сфере госзакупок с четкими количественными ограничениями. Заранее известно, что можно покупать в каком объеме и по какой цене.
Как реализовать все это на практике? Можно ли использовать ограничения не только количественные, но и качественные? Ответ был представлен на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле.
Отечественный разработчик программного обеспечения, компания «БФТ-Холдинг» представил на Форуме передовое IT-сервис в сфере нормирования. В первую очередь, он предназначен для региональных органов закупок. Методологические основания для нормирования в течение нескольких лет систематизировала и выделяла из живой практики хозяйствующих субъектов Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам – крупнейший отраслевой союз всех госзаказчиков страны. Краеугольным камнем для нормирования является Региональный каталог товаров, работ и услуг (ТРУ).
Для чего, в принципе, нужно вести Региональный каталог товаров, работ и услуг, если законодательно это прямо не установлено?
- В первую очередь, это необходимость нормирования, которое предусмотрено 44-ФЗ, это установление требований к закупаемым ТРУ, к предельным ценам на них, чтобы ограничить заказчиков в приобретении продукции излишними потребительскими свойствами.
- Во вторую очередь, это унификация описания объектов закупки чтобы облегчить жизнь как заказчикам (чтобы они не думали, как их описывать), так и поставщикам (элементарно удобнее работать, когда все заказчики единообразно подходят к описанию объекта закупки).
- И в третью очередь, это возможность анализа, объективного сравнения уже конкретных товаров, работ, услуг и цен на них. Весьма востребованный механизм, который позволяет экономить огромные бюджетные средства даже без конкурсных процедур, только за счет правильного составления ТЗ.
Региональный каталог состоит из следующих элементов. Первый элемент – это справочник групп товаров. Работ, услуг. Его все так или иначе уже используют. В этом качестве в основном выступает справочник ОКПД-2.
Второй элемент – это справочник конечной продукции (ТРУ). Условно-актуальный пример из сферы закупок высокой социальной значимости: «молоко ультрапастеризованное 3,2% жирности объем 1 литр». То есть, в этот справочник заказчик включает наименование, характеристики, единицу измерения и код продукции.
И третий элемент – это справочник нормативных цен, где в первую очередь устанавливается предельная цена, которую недопустимо превышать. А также могут быть включены и иные виды цен, например, прогнозная цена для осуществления планирования закупок.
Итак, сервис нормирования от «БФТ-Холдинга» изначально предназначен для поддержки ведомств, которые уполномочены на ведение Регионального каталога товаров, работ и услуг. Это подразумевает, что его ведение должно быть легализовано специальным внутренним подзаконным актом. Таким путем развития пошли уже многие субъекты РФ.
Эффективная система нормирования закупочных процедур базируется на результативном взаимодействии двух элементов: качественной методологии, автоматизации процессов нормирования. И то и другое реализовано в системе, которую предлагает БФТ.
1) Жизненный цикл Регионального каталога начинается с формирования заявки на включение позиции или ее изменение. 2) Согласование позиции. 3) Определение предельной (либо иного вида) цены. 4) Актуализация тех позиций Регионального каталога, для которых была использована позиция федерального каталога. 5) Использование сформированных позиций непосредственно при подготовке документов о закупке заказчиками. 6) Контроль или анализ использования данных позиций. 7) И как результат, уже по итогам анализа либо включение новых позиций в каталог, либо изменение уже существующих.
Как это работает? Рассказывает Павел Шишов, руководитель аналитического управления департамента госзакупок и финконтроля «БФТ-Холдинга»:
– Заказчики, либо ГРБС, уполномоченные органы закупок, госучреждение, либо непосредственно сам орган, который уполномочен на ведение Регионального каталога, формирует заявку на включение, либо изменение позиции. Далее согласование проходит по тем маршрутам, которые у нас предусмотрены действующими регламентами. И орган, уполномоченный на ведение Регионального каталога, принимает решение о включении позиции. При этом поддерживается версионность этой позиции, то есть видно дату, когда она была включена или исключена, ее актуальность. И наглядно отображаются все изменения, которые мы вносим в эту версию.
Безусловно, самым скользким вопросом является тема ценообразования и считывания референтных цен. Для формирования справочника цен в системе БФТ может быть использована как информация из единой информационной системы, из реестра контрактов, заключаемыми заказчиками. Так и данные из региональной информационной системы по контрактам регионов, в том числе, по малым закупкам. Таких данных нет в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Возможен также синтез данных из электронных магазинов, из предложений поставщиков или иных внешних систем. Соответственно, есть инструментарий и доступ к применению автоматических индексов цен, затем эти референтные нормативные цены включаются в позицию Регионального каталога.
Интеграция с ЕИС автоматизирована. Так, если при формировании позиции заказчик использовали позицию Федерального каталога, то в случае получения информации из ЕИС (об изменении позиции, либо об изменении одной из ее характеристик), система автоматически уведомит пользователя о том, что необходимо внести изменения и в позицию Регионального каталога.
– С точки зрения контроля. Что мы контролируем? При формировании заказчиками документов закупки заказчик указывает код ОКПД-2. Система сама подсказывает, что для данного кода у нас предусмотрена позиция регионального каталога. И если он указывает уже код регионального каталога, то происходит автозаполнение форм: наименование, характеристики, единицы изменения, и эта информация в дальнейшем изменению не подлежит, – рассказывает Павел Шишов. – А при попытке обработки электронного документа также происходит проверка «на непревышение» предельной цены. В зависимости от гибких настроек системы можно применять либо жесткий контроль (запрещающий дальнейшую обработку документа), либо мягкий – предупреждающий.
Что дает заказчику возможность анализа? У него появляются большие данные об использовании/ или не использовании позиций. Он также видит причины, почему не используются конкретные позиции каталога. Каких характеристик в них не хватает. Кроме того, реализована возможность глубокого предметного анализа, по конкретному товару, работе или услуге; по ценам на эти ТРУ. Это существенно расширяет кругозор и глубину понимания реального рынка.
– Потому, что если мы пытаемся анализировать просто по коду ОКПД-2, то мы не можем сравнить, ведь мы не видим конечную продукцию, – поясняет эксперт БФТ. – Мы физически не можем сравнить молоко 3,2% жирности и 1% жирности, это будет некорректная информация.
Какие преимуществу дает заказчику сервис ведения Регионального каталога на выходе? Он получает полноценный легальный инструмент для нормирования. В части установления характеристик и предельных цен товаров, работ, услуг заказчик имеет механизм автоматического контроля исполнения установленных им же самим норм. Кроме того региональный уполномоченный орган закупок получает унифицированное описание объекта закупки сразу со всеми характеристиками, удобными как и для заказчика, так и для поставщиков. Наконец, в качестве главного приза заказчику достается точный инструмент для анализа товаров, работ, услуг в разрезе конечной продукции. Профессионалы оценят.
Справка
- Компания «БФТ-Холдинг» – это российских разработчик программного обеспечения, входит в топ-10 компаний поставщиков IT-решений для госорганов. У нас реализовано уже более 10 федеральных и свыше 6000 региональных проектов.
Автор: Андрей Троянский