Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Образ индустриальной политики завтрашнего дня

Как определиться с технологическими приоритетами
Образ индустриальной политики завтрашнего дня
Теги: #Денис Мантуров #Минпромторг

Первый вице-премьер Денис Мантуров обрисовал контуры промышленной политики страны на ближайшую перспективу в программе Открытый диалог «100 вопросов о будущем России».

– Мы развиваемся по всем секторам обрабатывающей промышленности. Но стоит задача обеспечить уровень национальной технологического суверенитета, не переходя экономический смысл в этой работе – то есть, только, там, где этого требует логика национальной безопасности, – задал тон Денис Мантуров.

Чтобы реализовать данную установку, нужно делать прозрачными цепочки добавленной стоимости. Проще говоря – физически заниматься организацией промышленной кооперации.

Эта организация невозможна без законодательного регулирования субконтрактации. Одной из актуальных идей в правительстве Мишустина, является иерархическая структура субподрядных отношений по типу гособоронзаказа, где существует головной исполнитель, исполнители первого и второго ряда, понятные административные роли и ответственность всех сторон (перед заказчиком и перед друг другом).  А самое главное – посчитываемая структура цены конечного изделия и проверяемые алгоритмы формирования себестоимости.

Такая политика поможет точнее оценить, где можно забронировать время и создавать свое, где позаимствовать чужие технические достижения, а где достаточно будет дружественного параллельного импорта. Причем, этот импорт не задавит свой внутренний рынок, а лишь поможет ему динамичнее развиваться в конкурентной борьбе.

По словам Мантурова, за десять лет в сфере нормативного обеспечения индустриализации было сделано самое главное. Однако на этом законодательная работа не заканчивается. Нужно двигаться дальше и стремиться к технологическому лидерству.  

– В 2014 году у нас были жаркие дискуссии по поводу закона промышленной политике. Многие утверждали, что никакая политика в области промышленности не нужна, что экономика сама отрулит и создаст условия выживании той или иной отрасли и ее развития. По истечении десяти лет можно сделать определенные выводы и сказать, что этот закон заложил фундамент для будущего нашей обрабатывающей промышленности, – рассказал Мантуров.  

Похожая ситуация с только что принятым законом о технологической политике , вокруг которого, по словам первого вице-премьера, тоже были жаркие дискуссии (по поводу того, нужен ли отдельный закон или можно обойтись только подзаконным регулированием). В итоге, власти пришли к компромиссу и сформировали отдельный законопроект, который был принят Госдумой.

Новый закон выступает своеобразной инструкцией опережающего развития: чтобы коллективы ученых и коллективы предприятий, частные инвесторы и банковский сектор понимали, что у страны существует свой четкий и достижимый образ инноваций. Что этот образ не абстрактный.  Что есть приоритетный предметно выраженный перечень технологий и проектов, способных обеспечивать России конкуренцию на мировом рынке.

Индустриализацию обеспечивают кадры. Но именно в этой сфере Россия, по объективному мнению многих экспертов достигла потолка возможностей. Еще можно сдвинуть этот потолок немного вверх за счет рационализации системы найма. За счет применения более развитых механизмов прогнозирования и проектирования занятости, которые не ориентируются только на стихийный спрос.

Это позволит выиграть время для проведения структурной реформы человеческого капитала в России. Такая реформа неизбежна, если страна намерена двигаться к технологическому лидерству. Нужна новая концепция человека труда, которая будет предусматривать подготовку многофункционального технического специалиста, мультикомпететного инженера (объединяющего функционал конструктора, технолога и одновременно наладчик станков с ЧПУ).

Переход к новому человеку труда должен быть запараллелен с процессами роботизации. Но все это образ отдаленного будущего.

Из того, что сегодня объективно под силу государству – это умная система распределения доступных и дефицитных рабочих рук.  Изменился облик и спектр задач национальной службы занятости. Биржа труда наконец-то превратилась не только в место выплат по безработице, а в то, ради чего была придумана изначально – т.е. в агентство найма и распределения квалифицированных специалистов.

Все большую роль начинают играть Советы по профессиональным квалификациям в регионах РФ, которые объединяют ведущие объединения работодателей, сообщества профсоюзов, представителей образовательных организаций. Эти институты нацелены на формирование новых профстандартов, механизмов и критериев независимой квалификации, но самое главное – они обладают полнотой больших данных о прогнозировании потребностей в производственных кадрах.

Российские показатели автоматизации производства пока, к сожалению, находятся на дне. Согласно данным Ассоциации «Станкоинструмент», уровень оснащения российских предприятий промышленой робототехникой является самым низким из индустриальных стран (8 роботов на 10 тыс. рабочих).

Чтобы роботизация состоялась ее надо запроектировать, к ней нужно принудить, и за ее результаты нужно спросить. Все это требует запрещенных в РФ способов долгосрочного государственного планирования.

Нужен проект автоматизации и роботизации всей страны (сопоставимый с планом ГОЭЛРО), который бы одновременно решал задачи создания миллионов новых компетенций и рабочих мест нового типа.

Кроме роботизации, которая лежит на поверхности, есть и более тонкие идеи, касающиеся производительности труда.

  • Организованно использовать узко-профильных специалистов одновременно для решения задач в разных отраслях (ключевое слово здесь «организованно»). К примеру, инженеров и конструкторов оборонных предприятий можно догружать заказами от коммерческого сектора (*за вторую и третью зарплату). И зеркально наоборот.
  • Станочный парк и рабочих, которые его обслуживают, перекидывать на исполнение заказов сторонних компаний.
  • Если специалист действительно ценный и квалифицированный – то предоставлять ему возможность, поощряемую законом – трудиться одновременно на нескольких работодателей.
  • Максимально задействовать проектный метод: лучшие профессиональные кадры из разных компаний собираются под конкретный масштабную задачу с правом возвращения на постоянное «приписное» место работы, после исполнения проекта.
  • Редактировать и контролировать бизнес-планы компаний, управляя при этом их инвестициями и политикой занятости (как в КНР) через механизмы нормирования прибыли и производственных затрат.

В начале 2023 года под требования индустриализации в России начали реформу высшего образования. Курс обучения разбили на: «базовый» (от 4 до 6 лет), специализированный (от 1 до 3 лет), плюс аспирантура. Специализированное высшее отныне включает магистратуру, ординатуру и ассисентуру-стажировки.

Справка

Из прогноза Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), сделанного в начале 2024 года. Все сбылось.

Спрос на труд, в том числе, созданием новых производств, быстро растет. Если уже в ближайшее время итогом роста инвестиций не станет достаточно быстрое повышение производительности труда – дефицит труда станет ключевым фактором, ограничивающим экономическую динамику.  Поэтому контур «инвестиции – инновации – производительность» сейчас становится важнейшим приоритетом для экономической политики.

24 декабря 2024, 22:27
361
Теги: #Денис Мантуров #Минпромторг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.