В начале февраля стало известно, что Правительство РФ направит 50 млрд рублей на развитие новых регионов России. Незаурядность этой новости не в том, что деньги выделены, – а в том, как они будут реализованы. Формат присвоения – казначейский кредит.
Напомним, что в отличие от банковских, бюджетные казначейские кредиты предоставляются по символической ставке: от 0,1% до 3% на длительный срок (до 15 лет) с правом досрочного погашения. При этом, казначейская система позволяет обеспечить этим деньгам не только идеальную прослеживаемость, но и контроль за целесообразностью инвестиций; возможность регулирования размера накладных расходов и предельного уровня рентабельности. 22 февраля Совфед одобрил изменения в бюджетное законодательство с новым инструментом доведения финансовых средств.
Выбор казначейского кредита в качестве средства доставки финансовой помощи новым регионам России сам по себе является важной вехой в экономике страны. Это событие сочетается с новой тенденцией во внутренней политике государства: в официальных документах правительства за подписью премьера это называется «практика замещения рыночной задолженности бюджетными кредитами».
По сути, речь идет о строительстве в стране альтернативного финансового контура, замещающего коммерческую банковскую систему.
Регионам бюджетный кредит помогает значительно экономить средства на обслуживании госдолга, и работать над реализацией национальных проектов, не задумываясь над латанием финансовых дыр. В результате, шаг за шагом выбраться из банковской зависимости удается даже субъектам с традиционно трудной дотационной экономикой. За три последних года во внутренней политике РФ, сложился четкий посыл: отказ субъекта РФ от коммерческих займов – стал позитивным критерием оценки эффективности местной власти.
Механизм беспроцентных казначейских кредитов был повышен в статусе в ходе послания Владимира Путина Федеральному собранию. Президент сообщил, что субъекты РФ в текущем году смогут получить средства, зарезервированные на финансирование национальных проектов в 2024 году. «В апреле будущего года они будет автоматически погашены. Будем держать этот вопрос на постоянном оперативном контроле», – сказал глава государства.
Возможность использовать средства казначейского кредитования впрок из лимитов бюджетов последующих лет особенно актуальна для четырех новых субъектов РФ, где ситуация требует больших единовременных вложений на восстановление разрушенной инфраструктуры. Масштабы восстановления таковы, что денег в бюджетах на один год может не хватить.
Важным элементом поддержки новых субъектов РФ стал механизм шефства. Он действует с 19 мая 2022 года и позволяет регионам РФ оказывать адресную поддержку муниципалитетам Донецкой, Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. В первоначальном списке значилось 39 российских регионов – шефов. По мере освобождения новых территорий, к работе подключились другие субъекты: на текущий момент в работе задействовано 55 регионов-шефов. Например, административный центр ЛНР Луганск и Москва стали городами-побратимами. Новосибирская область взяла шефство над Беловодским районом. Регионы-шефы поставляют все: от актуальной продовольственной гуманитарной помощи до технологического оборудования.
В рядах профессионального сообщества закупщиков озвучивалось мнение, что с правовой точки зрения механизм шефства остается несколько недоработанным. Некоторые регионы затрачивают на поддержку Донбасса в рамках шефства колоссальные бюджетные, кадровые и производственные ресурсы. При этом алгоритмы реализации этих инвестиций, а самое главное – средства контроля за их эффективностью формируются на ходу. Представители уполномоченных органов закупок регионов испытывают резонную тревогу по этому поводу. Не ясно, например, по каким критериям эта работа будет оцениваться органами госфинконтроля, Федеральной антимонопольной службой. Использование системы Федерального казначейства могло бы внести предельную ясность в эту новую сферу хозяйственной деятельности.
Еще из интересного. Недавно информационным агентством ANNA news был опубликован Рейтинг помощи субъектов РФ новым регионам России по итогам 2022 года.
Система оценки построена на 4 показателях: комплексный характер помощи и успешность восстановления инфраструктуры, личная включенность руководства субъектов РФ, оценка помощи местными жителями, оценка в информационном поле. По каждому показателю субъектам присваивались баллы (от 1 до 10), сумма баллов позволила выявить десятку самых вовлеченных субъектов нашей страны.
- 1 место: Санкт-Петербург (38)
- 2 место: Москва (37)
- 3-4 место: Нижегородская область (35)
- 3-4 место: Севастополь (35)
- 5-7 место: Волгоградская область (34)
- 5-7 место: Воронежская область (34)
- 5-7 место: Сахалинская область (34)
- 8 место: Башкирия (33)
- 9 место: ЯНАО (32)
- 10-11 место: Ленинградская область (30)
- 10-11 место: Пермский край (30)
К сожалению, инструмент казначейского кредитования пока не имеет промышленного применения. Деньги можно направлять только на инфраструктурные цели. А регионам Новороссии требуется именно форсированное индустриальное развитие, ведь наука и промышленность исторически являются основой их процветания.
В этой ситуации надежды новых субъектов связаны с финансовыми механизмами ФРП. Важную работу на этом направлении делает Союз машиностроителей России. По итогам выездного заседания группы по вопросам СВО, курирующей мобилизационную подготовку, Союзмаш сообщил, что для Донбасса уже прорабатывается вопрос финансовой поддержки предприятий с современной техникой по линии местных отделений ФРП. Союзом машиностроителей ведется работа над созданием индивидуальных дорожных карт развития для каждого предприятия. Поскольку перезапуск производств, возможен только в тесной межрегиональной кооперации. Кроме того, предприятиям требуется переоснащение новым высокотехнологичным оборудованием. Автоматизация производства поможет решить проблему кадрового голода. Сейчас, даже имея заказы, местные предприятия не могут наращивать объемы выпуска. Кроме того, Союзмаш запланировал создание в новых субъектах РФ дизайн-центров для подготовки проектных команд в области разработки и выпуска электронной компонентной базы.
Наметилась хорошая тенденция технологического сотрудничества между предприятиями Донбасса и крупнейшими индустриальными корпорациями страны. Партнерами промышленности новых регионов недавно стали «Трансмашхолдинг» и «Уралвагонзавод». По данным, которые озвучил глава ЛНР Леонид Пасечник, за 2022 год «Уралвагонзавод» приобрел у Алчевского меткомбината листового проката на сумму в 2 млрд. рублей и уже заключил договор на закупку продукции в 2023 году. Кроме того, российский концерн вернет к жизни Стахановский вагонзавод, где уже завершена работа по получению клеймения для проведения всех видов ремонта и теперь ведется работа по получению клейма производителя, что позволит восстановить его полный функционал, запустив предприятие на полную мощность.
Если говорить о новых территориях, «ОПОРА РОССИИ» уже представлена в каждом регионе – ДНР, ЛНР, Херсонской области, в Запорожье.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет