Легализация свободной экономической зоны на новых территориях стала одним из ключевых сюжетов работы законодательного блока в весеннюю сессию. Режим СЭЗ актуален на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 1 июля 2022 года. Авторы законопроекта постарались максимально насытить документ предложениями и идеями, которые поступали от руководства и бизнеса новых субъектов.
У России уже есть аналогичный опыт принятия крымского экономического пакета, поэтому нормативный каркас не пришлось выстраивать с нуля. Однако инфраструктура, кадры и исторические вызовы у четырех субъектов очень своеобразные. Если Крым – это преимущественно туризм, сельское хозяйство, судостроение, то Донбасс – это колыбель национальной индустриализации: уголь, металл, энергетика, машиностроительный комплекс.
– Надо было найти те конструкции, которые бы позволили инвесторам заходить на новые территории с понятной перспективой, – рассказывает председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин.
Принятию закона предшествовали интенсивные консультации с бизнес-сообществом новых регионов и широким кругом потенциальных заказчиков/инвесторов «материковой» России. Важнейшим этапом для выработки общей позиции и площадкой для согласования интересов стал XVIII Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», где впервые в истории страны состоялась крупнейшая презентация экономического потенциала четырех субъектов. На совместной экспозиции были презентованы их лучшие товары. Профессиональным сообществом были выработаны конкретные предложения: как адаптировать национальную систему закупок под объективные условия жизни новых территорий.
Если свободная экономическая зона – это стимулы и льготы, то система закупок – это правила, ограничения и фильтры. Следствием проделанной на Форуме работы стала политика, снятия бюрократических барьеров и упрощения закупок в четырех субъектах.
По словам Максима Топилина, одним из наиболее трудных вопросов оказалось льготное налоговое регулирование в СЭЗ.
СЭЗ управляется через подведомственный Минстрою Фонд развития территорий. Работа над нормативной базой продолжается непрерывно. Сам по себе проект свободной экономической зоны, охватывающей такие масштабные инфраструктурные, кадровые, финансовые ресурсы, такие колоссальные недра и географию является беспрецедентной сверхзадачей. По сути, речь идет о строительстве государства внутри государства, сбалансированной системы занятости, производства и сбыта на площади, которая вполне сопоставима с какой-нибудь страной ЕС.
В осеннюю сессию Госдума намерена рассмотреть правоприменительную практику СЭЗ на конкретных примерах работы индустриального бизнеса, торговых сетей и малого предпринимательства.
Одним из главных преимуществ СЭЗ в Новороссии являются льготы по страховым взносам, которые составляют 7,6% вместо 30% как на материке. Это очень серьезный стимул, который адресован прежде всего инвесторам. При этом, если они будут заходить в проекты на действующие предприятия, то автоматически берут на себя обязательство сохранить численность занятых сотрудников и заработную плату. Это важнее всего для металлургического и угольного комплекса Донбасса.
Бизнес присоединенных регионов получил нулевую ставку по федеральной части налога на прибыль организаций, освобождение от налога на имущество на 10 лет, а от земельного налога – на 3 года.
Также одним из мощных стимулов для промышленности четырех субъектов является льгота по акцизу на жидкую сталь. На новых территориях он отменен. Аналогичная судьба постигла налог на добычу полезных ископаемых, его не предвидится в ближайшие 10 лет.
Несмотря на варварские обстрелы, многие предприятия Донбасса продолжают свою работу. Минпромторг выполняет важнейшую функцию на данном этапе, вовлекая их в кооперационную пирамиду. Меры промкооперации – тема для отдельного разговора.
19 июля Минстрой озвучил первую позитивную статистику: единый реестр резидентов свободной экономической зоны пополнился первыми двумя компаниями из ЛНР и ДНР, сейчас в Фонде развития территорий на рассмотрении находятся еще четыре заявки. Ожидается, что реестр будет прирастать не только за счет местных компаний. Вместе с налаживанием мирной жизни на Донбасс и Северное Причерноморье обязательно потянется бизнес с «большой земли». В перспективе до 2050 года, на которые рассчитана СЭЗ, это лишь вопрос времени.
Что касается первых резидентов, то они намерены запустить производство электротранспорта, а также модернизировать и переоснастить торговые помещения.
Многообещающим средством восстановления экономики новых субъектов является инфраструктурный казначейский кредит. В июле одобрены заявки новых субъектов на специальные казначейские кредиты для модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В рамках такого финансирования одобрены заявки на выделение ДНР – 11,5 млрд рублей, ЛНР – 9 млрд рублей, Херсонской и Запорожской областям – 2,5 млрд и 2 млрд рублей соответственно. Программа Фонда развития территорий предназначена не только для возмещения коммунальных издержек. Самая интересная часть касается инвестпроектов восстановления промышленности, возвращения предприятий к жизни.
МСП вывезет
Ожидаемо, что наиболее активным и отзывчивым на государственные стимулы оказался блок малого и среднего бизнеса Новороссии. Прогнозируют, что представители МСП из новых регионов по итогам в 2023 году получат до 2 млрд рублей льготных кредитов по условиям работы в СЭЗ. Общий бюджет программы льготного кредитования предпринимателей в четырех субъектах составляет порядка 10 млрд рублей до 2025 года. Проект реализуется по инициативе Минэкономразвития России через инфраструктуру и финансовые ресурсы Промсвязьбанка. Финансирование по пониженным ставкам получат несколько сотен компаний.
Петр Фрадков, Председатель ПСБ:
– Кредитование на комфортных условиях, предлагаемое ПСБ, Минэкономразвития и Корпорацией МСП, обеспечит дополнительный импульс для таких сфер деятельности, как розничная и оптовая торговля, строительство, производство, логистика, медицина, образование и других жизненно важных направлений деятельности малого и среднего бизнеса.
Первыми льготными кредитами, по данным за июль, на Донбассе уже воспользовались компании, связанные с аптечным бизнесом и продовольственной оптовой торговлей, производством продуктов питания.
Для местного бизнеса механизм оказался буквально средством выживания. Ведь для получения кредита необходимо обеспечение, далеко не все предприниматели способны его предоставить в экстремальных условиях тыловой экономики.
Также по сигналам с мест известно, что предприниматели четырех новых субъектов с нетерпением ждут принятия законопроекта, который позволит попасть в реестр МСП тем, кто до сих пор не смог в нем оказаться из-за отсутствия отчетности за 2022 год (в соответствии со стандартами Российской Федерации). Таких немало, и им требуется механизм упрощения.
Справка
- Условиями программы предусмотрено финансирование предпринимательской деятельности на сумму до 50 млн рублей на любые цели по ставке 10% сроком до трех лет. В качестве обеспечения по кредитам используется механизм «зонтичных» поручительств Корпорации МСП. Благодаря использованию механизма предприниматели могут покрывать до 50% от суммы кредита. Для бизнеса новых территорий, как и других регионов, поручительства бесплатны, а процедура их получения — бесшовна. Корпорация МСП уже довела лимит «зонтичного» поручительства с повышенным уровнем потерь в размере 500 млн рублей до ПСБ.
Шефство – как программа развития
Уникальным в своем роде средством интенсивного развития Новороссии является механизм шефства. Он появился спонтанно с началом СВО и с освобождением первых населенных пунктов. До сих пор он не сложился в отдельную нормативную форму. Однако, это очень интересный правовой прецедент, который заслуживает верификации, глубокого анализа и масштабирования. Российские регионы, корпорации, отдельные предприятия уже второй год берут шефство над городами, поселками, сетями социальных учреждений Донбасса. С таким же успехом они могли бы фокусировать свою поддержку и на других национальных сверхзадачах. Например, на создании инфраструктуры Севморпути, освоении Сибири и Дальнего Востока, на развитии национальной туристической инфраструктуры и т.п. Но для этого потребуется сначала оформить методику шефства в виде специальной нормативной практики и написать под нее особый закон.
Результаты шефства впечатляют. По данным Минстроя, с помощью 82 субъектов РФ, которые взяли на себя шефскую помощь, на территории одной только ЛНР уже удалось восстановить 1,5 тыс. объектов. За 2023 год «по шефской линии» там восстановлено почти 200 жилых домов. В новых регионах сейчас работают восемь федеральных заказчиков, 163 строительные компании, 46 тыс. строителей. В рамках той же шефской помощи выполняется гигантская социальная миссия, например, уже выделены десятки тысяч квот на оздоровление для детей.
Принцип распределения шефской поддержки, зависит от сложности задач. К примеру, многострадальному городу Макеевка помогают сразу два региона-шефа – Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
Из новых примеров шефства за июль.
Хакасия взяла шефство над городом Червонопартизанск в ЛНР. Волгоградская область – над Станично-Луганским районом ЛНР, Псковская область – над Бериславским районом Херсонской области. Брянская область опекает одноименный город Брянка на Луганщине. Субъекты РФ перенаправляют на шефские задачи средства федерального бюджета. Так, недавно стало известно, что Правительству Тамбовской области выделят около 300 млн рублей на восстановление больницы в Новоайдарском районе ЛНР, после того как регион оформил шефство над этим муниципалитетом в июле 2022 года.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет