На сегодняшний день цены на медицинские маски не регулируются государством. Это стало причиной для вопиющих фактов завышения цен на внутреннем рынке в условиях пандемии.
В рознице медицинская маска отсутствует как явление уже больше месяца, а при закупке через интернет наценка доходит до 500 % и выше. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке дезинфицирующих средств и прочих средств индивидуальной защиты от вирусов. С этической точки зрения такие продавцы ничем не отличается от тех, которые продавали хлеб за золото и украшения в блокадном Ленинграде, или тех, кто «таксовал» по десятикратно завышенным тарифам при терактах в московском метро. Поэтому отношение общества к таким проявлениям рынка однозначны.
К сожалению, в рамках существующего законодательства ФАС не может прямо наказывать за этические преступления. Антимонопольная служба может принять меры воздействия только лишь в случае, если найдет доказательства картеля (сговора компаний на рынке). Сейчас в разных регионах РФ возбуждено три дела о торговле масками.
Также в ФАС внимательно следят за движением законопроекта, который уже одобрен Госдумой в третьем чтении. Он предполагает жесткую ценовую политику на товары повышенного спроса в экстренных ситуациях. Закон позволит Правительству РФ при возникновении ЧС и угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, устанавливать на 90 дней предельно допустимые цены на лекарства и медизделия, которые официально не включены в перечень жизненно важных, но по факту становятся таковыми при определенных угрозах. После такой заморозки аптеки уже не смогут продавать лекарства по цене выше той, которую установит государство. Запрет будет устанавливаться на 90 дней.
<noindex> Региональные УФАС начали рассмотрение дел о завышении цен на медицинские маски
Если на нерегулируемых государством рынках повышаются цены, то антимонопольные органы могут повлиять на ситуацию только в двух случаях:
— если между участниками рынка заключен картель (то есть компании-конкуренты вступили в сговор с целью установления или поддержания цен);
— если на рынке есть субъект, злоупотребляющий своим доминирующим положением.
Именно признаки этих нарушений на рынке продажи медицинских масок ищут сейчас и проверяют все антимонопольные управления нашей страны. Актуальную информацию о мониторинге цен на маски вы можете отслеживать на нашем сайте в специальном разделе: https://fas.gov.ru/pages/monitoring-cen-na-maski
Регионы, где уже возбуждены административные дела:
Санкт-Петербург. Здесь проверяют оптовых поставщиков медицинских масок на наличие между ними картеля. Санкт-Петербургское УФАС России выявило, что несколько оптовиков с середины января по начало февраля 2020 года практически одновременно и более чем в 1,5 раза подняли отпускные цены для розничных предприятий. Под подозрение попали компании: ООО «Медицина Санкт-Петербург», ООО «НПКФ «Эклиф», ООО «Профитмед СПб», ООО «Новамед СПб».
Тыва, Хакасия. Завышения цен в этих регионах проверяет Красноярское УФАС России. УФАС выявило, что четверо дистрибьютеров-поставщиков, занимающихся оптовой торговлей, в краткосрочный период времени подняли цены на различные виды масок медицинских – от 30 % до 200 %, а в некоторых случаях торговая надбавка составила более 600 %. При этом закупочные цены компаний существенно не менялись. Кстати, для Красноярского края оптовики устанавливали экономически обоснованные цены, а «нажиться» решили на других регионах.
Удмуртия. Здесь проверяют аптеки, работающие под брендом «Планета здоровья». Удмуртское УФАС России так же, как и коллеги из вышеперечисленных регионов, подозревают реализацию картеля.