Госзаказ претерпевает значительные изменения. Один из наиболее заметных трендов – рост популярности закупок малого объема. Они пользуются спросом как среди малых и средних предприятий, так и среди индивидуальных предпринимателей. Ксения Петрофанова, эксперт Контур.Закупок, поясняет, в чем преимущества малых закупок и как они влияют на рынок
Что такое закупки малого объема
Закупки малого объема (ЗМО) — это закупка товаров, работ и услуг (ТРУ) у единственного поставщика, которая публикуется в небольших объемах и с низкой стоимостью. Малый объем подразумевает, что заказчику не требуется приобретение ТРУ в крупных количествах, а необходимо лишь удовлетворить конкретные, часто краткосрочные или разовые потребности.
Заказчики реализуют закупки малого объема двумя способами:
- в электронных магазинах – до 600 тыс рублей, если годовой объем закупок не превышает 2 млн ₽, или 10% от всех закупок с максимальным лимитом 50 млн рублей. В таком случае закупки охватывают широкий спектр товаров – от офисных принадлежностей и бытовой техники до специализированного оборудования;
- на федеральных площадках – до 5 млн рублей, если годовой объем закупок до 100 млн рублей. В таком случае закупаются только товары и право использования программ для ЭВМ и базы данных. По-другому их называют закупки “с полки”, то есть поставщик сам предлагает заказчику товары, а заказчик рассматривает несколько аналогичных предложений и выбирает то, что больше подходит.
Закупки малого объема позволяют быстро и эффективно удовлетворять потребности госучреждений без проведения длительных торгов или сложных конкурсных процедур. Например, таким способом заказчики закупают:
- офисные принадлежности, канцтовары,
- небольшие ремонтные работы,
- услуги по уборке,
- компьютерное оборудование в небольших количествах.
Растущий тренд малых закупок
В 2024 году наблюдается значительный рост закупок малого объема. Госзаказчики все чаще публикуют свои заказы малыми объемами.
Например, в прошлом году заказчики разместили 1,2 млн процедур общей стоимостью 289 млрд рублей. В этом году публикация таких закупок составила 1,5 млн процедур на 471 млрд рублей. Рост по количеству размещенных процедур составил — 20%, а по сумме затрат — 38%.
Государство поддерживает этот способ выбора поставщика и планирует его развивать. При проведении малых закупок, заказчики всего за пять рабочих дней могут получить необходимые ТРУ, а поставщики — оплату по контракту. Поэтому бизнес все чаще выбирает малые закупки для начала работы с государством. Особенно ЗМО подходят новичкам, которые только начинают свой путь в сфере госзаказа и не готовы к большим расходам.
Преимущества закупок малого объема
Рассмотрим ключевые аспекты, которые делают эти закупки особенно привлекательными.
Сроки проведения. От публикации извещения до заключения контракта может пройти всего 5 рабочих дней. Это значительно ускоряет процесс закупок и позволяет поставщикам быстрее реагировать на рыночные изменения и потребности заказчиков.
Минимум финансовых вложений. Для участия в малых закупках не требуется готовить обеспечение заявки, а в некоторых случаях — и обеспечение контракта. Это снижает финансовую нагрузку на участников и позволяет им больше сосредоточиться на поставке своих ТРУ.
Простая электронная заявка. Формат малой закупки не предполагает подготовку объемного пакета документов.Достаточно составить свое предложение, а дальше всё происходит автоматически. Поставщик лишь отслеживает результаты тендера и своевременно подписывает контракт.
Малые закупки – простой старт для новичков. Можно поставлять товар небольшими объемами и получать оплату в кратчайшие сроки.
Будущее малых закупок
Во многих регионах развиваются электронные магазины. В них создаются свои механизмы регистрации заказчиков и участников, правила проведения закупок. Поэтому поставщикам приходится изучать правила регистрации и разбираться с функционалом каждого магазина.
На практике поставщики предпочитают изучать работу крупных магазинов и работать только через них. Это влечет потерю потенциальных поставщиков в других регионах.
Поэтому власти сейчас активно разрабатывают концепции развития малых закупок. Это значит, что будет установлен единый порядок работы электронных магазинов.
Ключевые задачи развития закупок малого объема:
- Создание единых требованией и стандартов для электронных магазинов и информационных систем. Это упростит процедуры и позволит сократить время на заключение контрактов, повысит эффективность закупок.
- Определение размеров и порядка взимания платы с участников. Будут установлены платы за заключение контракта, как в конкурентных процедурах по 44-ФЗ.
- Создание единого конкретного каталога товаров, работ и услуг (ККТРУ). Наличие каталога с точными наименованиями и характеристиками товаров упростит процесс выбора товаров для поставщиков.
- Формирование порядка использования цифрового паспорта продукции. Цифровой паспорт будет содержать информацию о производителе и характеристиках товара, что повысит уровень прозрачности и доверия к продукции.
- Определение случаев проведения малых закупок в бумажной форме. Бумажные закупки остаются в условиях чрезвычайной ситуации, когда нет связи и доступа в интернет либо оказания неотложной медицинской помощи. Заказчику в такой ситуации важно купить быстро и оперативно.
- Внедрение механизма обжалования действий. Защита интересов участников через механизмы обжалования в ФАС поможет создать более добросовестную конкурентную среду. В настоящее время обжаловать действия/бездействия сторон закупок практически невозможно.
- Развитие открытости и прозрачности малых закупок. Цифровизация позволит сделать процессы проведения ЗМО более доступными для предпринимателей. А также снизит риск коррупции и повысит доверие к государственным органам.
Концепция развития малых закупок направлена на создание более эффективной и прозрачной системы закупок, что откроет новые возможности как для государства, так и для бизнеса. Эти изменения помогут анализировать данные о закупках малого объема, что поможет поставщикам планировать свое участие в них и принимать обоснованные решения.
Конкуренция в таких закупках пока небольшая. Однако, со следующего года ожидается увеличение числа участников, так как более простые условия участия, вероятно, привлекут большее количество поставщиков. Это повысит конкуренцию. В итоге ЗМО могут стать важным инструментом для поддержки экономики и стимулирования предпринимательства в стране.
Комментариев пока нет