В одном старом анекдоте говорится про известного советского селекционера Ивана Владимировича Мичурина – как он полез на елку за яблоками, но в итоге его завалило арбузами.
Увы, такое случается не только в анекдоте. Похожая ситуация происходит при воплощении в жизнь национальных проектов и в городе, который назван именем выдающегося ученого. Работы по госконтрактам приносят неожиданные плоды.
Целью проекта Общероссийского народного фронта «Город N» являются такие вот провинциальные городки с населением до 100 тыс. человек. Получив сигналы от жителей о том, что «что-то пошло не так», эксперты ОНФ проводят анализ закупок муниципалитета, а затем организуют выезд ревизора на место.
В Мичуринске активистов ОНФ удивило несколько целей: строительство школы и детского сада, благоустройство коллекционного сада, детских и спортивных площадок, а также установка фельдшерско-акушерского пункта и «золотого» туалетного модуля.
В первую очередь странности касаются самого механизма закупок. Тут есть любопытные ноу-хау. К примеру, используется такая практика, как документ о 100%-ной предоплате за 5 дней до истечения первого срока контракта.
– Это очень странное планирование оплат, – поясняет руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.
– Обычно дается предоплата в 30–50%. Серьезный вопрос, который сейчас Госдума прорабатывает, чтобы ускорять строительство, – как правильно выдавать авансирование. А тут за 5 дней до окончания 100%-ный аванс. В Мичуринске много таких странных практик, – говорит Алексеев.
“Вишнёвый” сад
Одна из них касается коллекционного сада, который является смысловым ядром города, в нем находится могила И.В. Мичурина. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» заключило три контракта на его благоустройство на сумму более 14 млн рублей.
Сад был заложен в 1935 году как живая лаборатория для учебного заведения.
Но на сегодняшний день сада нет!
– Благоустройство должны были завершить в августе 2019 года. Однако работы идут до сих пор: установлены не все малые архитектурные формы, не сделано освещение. При этом в документах изменение сроков никак не отражено. Только в техническом задании в примечании к срокам указано, что при отрицательных температурах воздуха допускается технологический перерыв. Коллекционный сад находится в центре города, и жители давно ждут благоустройство этой территории, — рассказал эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Дмитрий Поляков.
Супершкола на миллиард
В апреле 2017-го администрация города Мичуринска в лице Управления городского хозяйства города заключила контракт на строительство уникальной школы с гигантским бюджетом – около 900 млн рублей. Контракт отличается большим количеством внесённых изменений. А самое главное – срывом всех допустимых сроков. В процессе исполнения работ был заключен ряд дополнительных соглашений. В июле 2017 года, спустя 3 месяца после заключения контракта, заказчик передал права по контракту отделу реализации проектов администрации города Мичуринска.
После, по дополнительному соглашению, в контракте появляется авансирование в размере 30% от цены контракта. А в декабре 2017 года, за пять дней до планового окончания контракта, появилось еще одно дополнительное соглашение, которое предусматривало 100%-ное авансирование и изменение сроков контракта до 1 июня 2018 года. 28 августа 2019 года заказчик увеличил стоимость контракта до 925,6 млн рублей, а уже 5 сентября отменил это решение. 9 сентября по очередному дополнительному соглашению устанавливается цена в 886,9 млн рублей. 14 октября по еще одному допсоглашению цена контракта увеличена до 896,9 млн рублей.
Местные жители высказывают разные версии происходящего. Ходят слухи о треснувшем фундаменте, рухнувшей стене и прочих сложностях, которые мешают сдать школу в эксплуатацию. Что случилось со школой на самом деле и соответствует ли качество работ выделенным средствам – покажет проверка.
– Мы обратимся к губернатору с просьбой о проведении максимально открытой приемки, с участием общественности и СМИ, – рассказал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.
“Спорт” и молодость
В «Городе N» активисты проверили исполнение ещё одного тендера на благоустройство дворовых территорий. В контракте на приобретение и установку детских игровых и спортивных комплексов у экспертов ОНФ есть вопросы к стоимости некоторого оборудования.
Например, стоимость теневого навеса для спортивного оборудования согласно спецификации в два раза выше, чем у аналогичных предложений. Есть вероятность завышения цены у резинового покрытия и ограждений, установленных в другом дворе.
Кроме того, местные жители обратили внимание, что спортивные тренажеры в одном из дворов не закреплены, а для футбольной площадки было установлено ограждение, которое уже развалилось.
Закупку стоимостью более 2 млн рублей в 2017 г. провело УГХ Администрации г. Мичуринска.
Сельский детский садик
Вопросы по исполнению контракта есть и к детскому саду стоимостью 53,5 млн рублей в с. Старое Хмелевое Мичуринского района. По документам работы должны завершиться в течение 10 месяцев после заключения контракта. Контракт заключен 28 декабря 2018 года, а на паспорте объекта указано, что работы должны закончиться 31 октября 2019 года. На деле же строители только отделывают фасад.
Будет ли работать ФАП?
Фельдшерско-акушерские пункты – это головная боль любого региона. Помимо проблем с их стандартизацией (не понятно, какая именно конструкция здания и какой именно набор оборудования являются минимально допустимыми) не решен главный вопрос. А для кого мы их строим? Врачи отказываются в них работать. Медиков катастрофически не хватает в высотной городской застройке. Крупные мегаполисы РФ буквально пылесосят регионы на предмет привлечения кадров из глубинки, из соседних регионов. Приходится ставить вопрос ребром: сначала врач – потом ФАП. При таких вводных скорость и качество строительства ФАП имеют решающее значение, а также решение жилищного вопроса для специалиста в белом халате. В результате получаем неработающий ФАП в с. Кочетовка Мичуринского района стоимостью почти 6,8 млн руб.
На торгах зафиксировано минимальное снижение всего в 1%, т.е. низкий уровень конкуренции. Первый контракт заключен в декабре 2018-го, второй – весной 2019 года. Работы по ним приняты и оплачены. Однако еще в конце сентября на территории находились строители и не был убран строительный мусор. На момент ревизии ФАП не работал. Таких новых пустующих медучреждений уже хватает по всей России. Даже если опустить вопросы к качеству этих сооружений – не уйти от главной проблемы: «где медик?». Для кого этот теремок из быстровозводимых конструкций?
– ФАПы – это те самые инвестиции, которые заходят в село впервые за много лет. И когда инвестиции зашли, а в результате ничего не произошло, это очень сильно демотивирует, – объясняет Валерий Алексеев. – Самое главное, чего будет добиваться ОНФ, чтобы ФАПы начинали работать. Иначе вся эта программа по строению 450 ФАПов будет пущена в никуда, потому что, даже если их построят, пускай даже с отставанием по срокам, там нет никого, кто мог бы работать. Вот почему мы упираем на грамотное планирование и грамотное завершение строительства ФАПов. Планируя эти работы, нужно одновременно закладывать в них то, что человек должен приехать в определенный момент. В данном случае мы видим, что, скорее всего, было отставание от сроков. Каким образом это объяснять фельдшеру, который должен приехать сюда на работу? «Еще 2 месяца подожди, еще 3 месяца подожди, когда мы введем в эксплуатацию». Любая ситуация, когда сроки по строительству нарушаются, ведет к тому, что нарушаются договоренности с потенциальным сотрудником. Его же нужно заранее подготовить, чтоб он готов был переехать.
– У большей части закупок, которые активисты и эксперты внесли в список сомнительных, есть общая черта: срок исполнения прошел или на днях закончится, но работы идут полным ходом. Все подрядчики как будто пытаются успеть в последний вагон, только не понятно, на каком основании – в документах о продлении сроков ни слова. Возможно, их просто «забыли» выложить, – комментирует координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
– Школа, коллекционный сад, ФАП, детский сад – все эти объекты важны для жителей, и они ждут их открытия. Все это повлияет на качество жизни в Мичуринске, а значит, должно быть сделано качественно и не превратиться в долгострой, – заключил Гетта.
«Золотой» туалет
Одиозный пример с неоправданно дорогим туалетом является яркой иллюстрацией происходящего. Это квинтэссенция хаоса, происходящего в приемке.
Туалетный модуль стоимостью 2 млн рублей установили в Мичуринске. Согласно техническому заданию, он должен был быть оснащен платежным терминалом оплаты (включая монетоприемник и купюроприемник). И что же мы видим вместо терминала? – Окошко с лицом тетушки!
Прямо в модуле есть гуманоидный «портал», через который денежные средства принимает закрепленный работник. Почему так получилось и кто виноват? Купюроприемник оказался неисправен. Таким образом, дорогостоящий электронный туалетный модуль превратился в обычную туалетную кабину, стоимость которой значительно ниже. Цифровизация по-мичурински.
По информации СМИ, отремонтировать терминал администрация так и не смогла, ссылаясь на брак купюроприемника. Менять терминал завод-изготовитель отказался из-за внешнего вмешательства. Однако, согласно условиям контракта, установка осуществлялась силами поставщика. Модуль был принят по актам без каких-либо претензий по техническому состоянию приобретенного товара.
Это один из самых дорогостоящих туалетных модулей в России, выявленных активистами ОНФ.
“Вечный” ремонт
В Мичуринске идет капитальный ремонт памятника воинам-интернационалистам, расположенного по ул. Гоголевской.
Цена контракта — 3,2 млн руб. Подрядчик по условиям контракта до 30 сентября 2019 г. должен был выполнить облицовку конструкций фасадными панелями, верхней части памятника оцинкованной сталью, фасадов гранитными плитами, а также сделать освещение. Работы предполагают и обустройство прилегающей территории: сделать демонтаж старой плитки и уложить новую.
Но на данный момент на объекте все ещё ведутся земляные работы, установлена только рама основания.
Поездка в Мичуринск в полной мере обнаружила общую проблему, характерную для всей системы закупок в России – отсутствие работающего механизма приемки товаров, работ, услуг. Исполнительская часть документации по контрактам остается, по сути, неподконтрольной проверяющим органам. Она не опубликована в цифровом виде. У заказчика нет законодательно закрепленного инструмента независимой экспертизы.
Независимая экспертиза может избавить Россию от таких комичных примеров.
Надежда есть!
Комментариев пока нет