У региона есть передовая практика рациональной организации технической стороны закупок, а также наработки в сфере борьбы со злоупотреблениями со стороны профессиональных жалобщиков. Подмосковье активно поддерживает внедряемую ФАС методику предотвращения предоставления недостоверных сведений со стороны участников закупок.
Об этом Московская область сообщила на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в форме презентации.
Технология умного контракта, разработанная и внедренная Московской областью, является уникальной в своем роде. По существу, это не тот «цифровой структурированный контракт», который сегодня популярно пропагандирует Федеральное казначейство, это технология заряженная несколько иной логикой.
В кейсе Московской области, цель не просто оцифровать основную закупочную документацию, а разложить работу потенциального заказчика и поставщика на систему стандартизированных шагов, совершаемых по определенному типовому сценарию. При этом оставлен достаточно большой зазор для гибких решений в части обязательств сторон. Систему можно развивать и постоянно совершенствовать.
Об этих тонкостях дела в ходе специальной дискуссии XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ, посвященной контролю в закупках, рассказал Олег Дьяченко, первый заместитель начальника Главного контрольного управления Московской области:
– Казначейством подразумевается наличие двух форм договора: электронной – и в виде файла. В Московской области действует несколько иной принцип. Применяется механизм умного контракта, который появился в 2020 году. Осуществляется автоматизированное формирование текстовой части проекта контракта, а также автоматизированный контроль исполнения контракта после его заключения. К примеру, у нас физически не может быть жалоб на условия проектов контрактов, поскольку они у нас формируются в рамках готового алгоритма.
Система сама предлагает варианты условий контрактов в зависимости от потребностей заказчиков.
Технология умного контракта была отобрана в ТОП 100 из 19,5 тысяч проектов по стране (включая коммерческие) в качестве передовой хозяйственно-управленческой практики. Это лучшее свидетельство ее эффективности, поскольку такую достойную оценку дает сам бизнес.
В ходе дискуссии Олег Дьяченко поделился ярким наблюдением об идеологии закупочного законодательства. По его мнению, требования к участникам закупок не должны быть декларативными, их нельзя распространять в качестве призывов и рекомендаций. В такой нормативке пользователи либо путаются и ошибаются, либо, еще хуже – начинают ей злоупотреблять или ее избегать.
– Нужно уходить от инструкций, и применять технологии пошаговой работы. Все инструкции и требования 44-ФЗ ложатся на плечи контрактных управляющих. Как только мы сняли с них риск подготовить проект контракта с нарушением, выросла эффективность всей системы. И проект контракта, и его исполнение полностью оцифрованы…
Одним из информативных показателей применяемой в Московской области нормированной системы закупок являются сроки оплаты. В прошлом году срок оплаты по контрактам в Московской области составил в среднем 2 рабочих дня (1,98).
Еще один косвенный показатель – количество жалоб. С начала года мы в Московской области зафиксировано значительное снижение количества профессиональных жалобщиков. Определенную роль здесь играет последовательная позиция ФАС России, которая начала применять новый подход с новыми критериями определения правоспособности жалобщиков. По словам Олега Дьяченко, такая методика является правильной и полезной.
В Московской области поддерживают дальнейшее ужесточение требований к участникам закупок в части подтверждения квалификации поставщика (по аналогии, как это уже сделано с возможностью подачи жалоб). Подложный или не соответствующий договор о подтверждении квалификации, не дает оснований для расторжения в одностороннем порядке (такие дела рассматриваются только в судебном порядке). ФАС готовит соответствующие поправки.
– В сфере подтверждения квалификации у недобросовестных исполнителей остается возможность легко манипулировать документами. Возможно, имеет смысл установить требования в отношении финансовых и производственных ресурсов компании. Если на закупки в дорожной отрасли выходит фирма, у которой нет ни соответствующих специалистов, ни техники, ни инженера, разбирающегося в отрасли. Мы должны искать тех, кто не просто договорами обложился. Зачастую эти договоры не подтверждают подрядчика, а подтверждают опыт перекупщика госзакупок. Все эти договоры нередко, образно выражаясь, «перепродаются на субподряд». Нужно принципиально находить тех, у кого есть производственно-финансовые мощности. Для этого в законе уже есть все правовые основания, их нужно актуализировать и развивать.
В Московской области не стали останавливаться только на стандартизации «закупочных сценариев» и пошли еще дальше.
В составе умного контракта развиваются перспективные механизмы ценового прогнозирования и нормирования. Применяется автоматизированная проверка (сопоставление) НМЦК заказчика с уровнем «рыночной цены»
Так, для социально значимых категорий товаров (таких как продукты питания) применяются алгоритмы расчета для проверки уровня НМЦК (контроль непревышения НМЦК над уровнем рыночных цен) и для проверки соответствия «НМЦК – рыночным ценам».
Упрощенно, эта схема позволяет определить объективную закономерность динамики цен «в течение года», опираясь на данные Росстата, вывести «среднемесячную индексацию». Зная последнюю можно рассчитать рыночную цену «на период Исполнения контракта».
В той же логике может осуществляться нормирование характеристик на отдельные виды закупаемой продукции. В случае с продовольствием КТРУ предусматривает ограниченный набор характеристик, которого недостаточно для обеспечения поставок надлежащего качества. Поэтому власти Московской области совместно с профильными федеральными ведомствами разработали допхарактеристики (влияющие на качество и цену), которые будут распространяться на 200 наименований продовольственных товаров.
Комментариев пока нет