С 2017 государственным и муниципальным органам разрешено проводить централизацию закупок по 223-ФЗ через типовое положение. Такой инструмент работает в адрес подведов, по отношению к которым региональные органы власти имеют полномочия учредителя или собственника. Это огромный пласт бюджетных организаций и унитарных предприятий, хозяйственная деятельность которых до внедрения нового механизма во всех известных случаях была плохо-контролируемой, низкоэффективной и высокозатратной. Сейчас к централизации закупок по 223-ФЗ переходят многие субъекты федерации. Там, где эта практика применяется, она уже привела к экономии сотен миллионов бюджетных рублей.
Методика регулирования корпоративных закупок через единый уполномоченный орган отлично показывает себя не только на уровне субъектов федерации, но и на уровне отдельно взятого муниципалитета. Как это работает на примере городского округа Сочи, – презентовали на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Цифры говорят сами за себя: в 2019 году муниципалитет проводил всего 11% конкурентных закупок, в 2020 году – 17%, а в 2021 году уже 70%. Экономия составила 330 миллионов рублей.
Максим Судьяров, заместитель начальника управления муниципальных закупок административного муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края:
– Мы достигли высоких конкурентных показателей путем централизации наших заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями 223-ФЗ. Все мы знаем, 44-ФЗ жестко регламентирует закупочную деятельность в части сроков рассмотрения, разработан КТРУ, типовые контракты. Однако, это отсутствует в 223-ФЗ. До централизации у наших заказчиков основным способом закупки являлась закупка у единственного поставщика. Ситуация усугубляется тем, что в 223-ФЗ не предусмотрено нормы контроля за заказчиком. Есть только ведомственный контроль постфактум: то есть, по уже совершенным нарушениям и состоявшимся ошибкам.
1) Правовой основой для внедрения новой практики стало Постановления главы города «о повышении эффективности, результативности закупок в городе Сочи».
2) Было сформировано муниципальное бюджетное учреждение «Центр проведения торгов», на которое возложена обязанность по осуществлению определения поставщиков в соответствии с 223-ФЗ. В свою очередь, Центр действует на основании соглашений с МУПами, ГУПами и МБУ. Всего в муниципальном образовании было заключено 145 таких соглашений.
3) К работе с разными типами заказчиков применяется индивидуальный отраслевой подход: у разных заказчиков могут различаться сроки рассмотрения заявок, сроки публикации извещений. Централизация проводилась аккуратно, чтобы не нарушить профессиональный административный уклад организаций.
МБУ «Центр проведения торгов» действует с 2020 года, к настоящему моменту 100% всех закупочных процедур переведено в электронный вид. За период работы с 2020 года через него осуществили 1,2 тыс. конкурентных закупок с общей стоимостью начальных цен 6 миллиардов рублей. По числу поданных заявок на одну закупку средний показатель составляет 2,3. Для ФЗ-223 – это весьма неплохо. Примечательно, что в соответствии с 44-ФЗ у городского округа показатели практически идентичные.
4) Широко применяется механизм проведения совместных закупок в соответствии с 223-ФЗ. Таких закупок провели 27 на общую сумму 200 миллионов рублей.
Кроме своего основного функционала «Центр торгов» делает массу просветительской и профилактической работы, занимается информационной аналитикой, разрабатывает методики закупочной деятельности и типовые положения о закупках, организует обучающие семинары.
– Также специалисты нашего Центра на регулярной основе ведут контроль целесообразности осуществления той или иной закупки, – рассказал Судьяров. – В случае закупки с избыточными характеристиками, либо предметов роскоши техническое задание проверяется на предмет завышенных требований и необоснованных требований. В превентивном порядке такие закупки возвращаются на доработку.
Опережающий контроль и риск-ориентированный подход в закупках появились именно благодаря централизации по 223-ФЗ. Это защищает все стороны не только от коррупционных издержек, но и от непреднамеренных технических ошибок. Где-то в документации указан один срок поставки, а в договоре другой; гарантийные обязательства, отмеченные в извещении, могут забыть указать в договоре. Центр исправляет такие недочеты на этапе проверки документов, что экономит нервы и средства всех сторон. Как следствие, сократилось количество жалоб (в том числе обоснованных) и поданных запросов на разъяснение документации.
5) По 223-ФЗ в Сочи запущен корпоративный электронный магазин, по аналогии с 44-ФЗ. В типовом положении предусмотрено осуществление закупок у единственного поставщика в размере не менее 40% от годового объема. Также, по аналогии с 44-ФЗ, заказчиками применяются КТРУ, разработанные Центром. Например, типовые характеристики уже распространяются на аккумуляторные батареи, инертные материалы, цемент, офисную бумагу и т.д.
Кадровый вопрос и воспитание профессионалов закупок
Одним из косвенных, но важных эффектов централизации является повышение уровня профессиональной культуры в закупках. МБУ «Центр проведения торгов» г. Сочи сформировал единые методики определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, были разработаны единые правила формирования документации. Это положительно сказалось на заказчиках, которые в своем штате имели недостаточно квалифицированный персонал по осуществлению закупок. В круг таких заказчиков входят (в том числе) и те бюджетные учреждения, которые расходуют свои бюджетные средства в соответствии с 44-ФЗ. А по 223-ФЗ они расходуют доход от собственной деятельности. – И у таких организаций, конечно, знания 223-ФЗ немного хромают, – пояснил Судьяров. – Разработав такие типовые документы, мы помогаем им разобраться в теме и избежать ошибок.
Новые возможности нормирования и стандартизации
– Шаблоны описаний предмета закупки созданы на основании национальных стандартов и содержат в себе все необходимые характеристики, – поясняет Максим Судьяров. – Они исключают указание избыточных характеристик. Квалификация и стандартизация необходима нам для того, чтобы свести к минимуму технические ошибки, исключить умышленные нарушения. Результат говорит, что мы достигли более эффективного расходования средств нашими заказчиками по 223-ФЗ, нежели это было без централизации.
Аналитика «Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» показывает, что муниципальным и региональным заказчикам комфортнее осуществлять централизованные закупки по 223-ФЗ, чем по 44-ФЗ. Одна из весомых причин – это удобство подготовки и выгрузки годовой отчетности, которая формируется автоматизировано.
Одним из важных бонусов централизованных закупок по 223-ФЗ является возможность аналитики контрактов с единственным поставщиком. В типовом положении субъекта предусмотрено не менее 60 случаев для таких закупок.
Лидия Никифорова, председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:
– Мы внимательно изучаем опыт централизации закупок по 223-ФЗ в регионах на протяжение последних четырех лет. Некоторые субъекты приходят к такому порядку опытным административным путем, понимая, что это более эффективный метод управления. Тем более, когда сама экономика предполагает, что учреждение работает по правилам своего основного заказчика, который передал ему определенные функции. Важно следить за развитием этой практики в динамике. На многих примерах мы видим, что стало больше порядка, стала снижаться цена, стала выше конкуренция, и повысилось качество поставляемой продукции и предоставляемых услуг. Экспертный совет Гильдии на регулярной основе, собирает и анализирует эту информацию. Правоприменительный опыт регионов и муниципалитетов в закупках проходит постоянную верификацию, мы видим все положительные и негативные эффекты.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет