Буквально за три года России пришлось полностью перестроить парадигму подготовки кадров, чтобы адаптировать ее к новым вызовам. На смену стандартам так называемой «Болонской системы» пришли запросы реального рынка труда, к которым российское образование оказалось не готово.
Поступил колоссальный заказ от бизнеса и госкорпораций на профессионалов особого типа, мультикомпетентных технических и гуманитарных специалистов, способных мыслить нестандартно, совмещая знания и опыт нескольких специализаций. Характерно, что новые люди теперь востребованы во всех уровнях: от управленческого звена до операционных инженеров и обычного технического персонала.
– Нам нужны мультикомпетентные специалисты: чтобы это был не просто инженер, а инженер-конструктор, технолог и одновременно наладчик станков с ЧПУ. Мы ищем такие кадры, но наши вузы их не готовят. Более того, мы обратили внимание, что образовательные стандарты и программы очень сильно отстают от категорически быстро меняющихся условий производства и ведения бизнеса. (первый зам гендиректора АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Александр Морозов).
На наших глазах стремительно рождается новая отрасль дополнительного образования и переквалификации, заточенная на производственную практику и прикладную науку. Сейчас в этой нише синхронно работают как государственные институты, так и коммерческие образовательные проекты.
Представляем один из таких проектов «Академию профессиональной переподготовки и повышения квалификации» (Академия «НЭО»). Презентация этого учебного заведения состоялась в Торгово-промышленной палате РФ в рамках стратегической сессии «Наука и образование для бизнеса. Развитие стратегического партнерства». Академия НЭО входит в объединение с говорящим названием «Союз экспертов в сфере подготовки кадров и интеграции их в науку, образование и реальный сектор экономики (Союз «НЭО»).
Зачем специалистам вдруг понадобилась интеграция в реальное производство? На наш вопрос отвечает Основатель Академии «НЭО» Альфия Рахимкулова:
– Разрыв между реальными возможностями системы образования и потребностями рынка, сейчас просто огромный. Мягко говоря, в последние 30 лет отечественная система образования занималась слишком абстрактными целями. А теперь мы наблюдаем резкую смену подходов к обучению и выращиванию специалистов. Вплоть до того, что в образовательные программы вузов и СПО внедряются корпоративные стандарты заказчиков будущих кадров. А крупнейшие компании участвуют в разработке образовательных методик и программ производственной практики вместе с вузами. В этой связи, хочу подчеркнуть, что учиться никогда не поздно. И попасть в ритм экономики имеют шанс не только вчерашние школьники. Дообучение и обретение новых компетенций – это дорога, открытая и состоявшимся профессионалам. Причем бизнес ценит таких «специалистов с дополненным опытом» гораздо выше начинающих, охотнее берет их на работу, полагаясь на их талант и характер.
Как выглядит дополнительное профессиональное образование в современных реалиях? Академия «НЭО» имеет свою цифровую образовательную платформу, где специалист может получить дополнительную квалификацию, пройдя полный курс обучения на кафедрах:
- Предпринимательства и туризма
- Инженерная
- Клинической психологии и психотерапии
- Юриспруденции
- Автоматизации и информационных технологий
- Искусств и инновационных видов дизайна
- Педагогики и социологии
- Физкультуры и спорта
- Маркетинга и медиакоммуникаций
- Риторики и логопедии.
Принципиальное значение в образовательном процессе Академии «НЭО» занимает корпоративный заказ и производственная практика. Минимум абстрактной теории, – максимум заточки под реальные потребности потенциального работодателя.
Классический пример: на Инженерном факультете реализована программа профессиональной переподготовки кадров по профилю «Высокоскоростной наземный транспорт». Весь фокус на новейшую и перспективную сферу, куда государство и корпорации уже инвестировали огромные ресурсы. Заключены контракты на создание инженерной инфраструктуры, поставку оборудования и техники с новыми эксплуатационными характеристиками. По сути, в сфере высокоскоростного транспорта, происходит создание целой ветки компетенций. Оперировать этим хозяйством придется уже завтра, а профессионалы нового типа нужны уже «вчера». Человеческий капитал для новой отрасли Академия «НЭО» черпает в открытой рабочей среде. Тем, кто уже занят на смежном производстве, предоставляется возможность очно-заочного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий. Активно задействована тестовая система проверки знаний. Готовят всю линейку специалистов разных уровней для эксплуатации, обслуживания и ремонта, проектирования, производства и испытаний высокоскоростного подвижного состава.
Похожей методической структурой обладают и другие перспективные программы дополнительного образования Академии «НЭО».
Под прицелом самые наукоемкие отрасли знаний на стыке производства, маркетинга, управления и финансового обеспечения.
Так, Кафедра автоматизации и информационных технологий реализует программы по профилям: «Применение искусственного интеллекта в бизнесе: от теории к практике», «Современные методы построения, оптимизации и анализа сетевых графиков производственных и технологических процессов», «Обеспечение базовой безопасности бизнес-процессов при внедрении цифровых технологий», «Экспертный анализ данных SQL» и другие.
Итак, на кону подготовка мультикомпетентного профессионала, способного совмещать знания из нескольких смежных областей. На наш взгляд – в этом цель новой отрасли дополнительного образования: реализовать бесшовные программы переквалификации, ориентированные на реального заказчика, и доращивание мулитимодального специалиста с опорой на производственную практику. Методы доращивания пока только вырисовываются, и стандарты ФГОС, к сожалению, не успевают бежать в ногу с потребностями рынка. Этот пробел призваны восполнить коммерческие институты.
Для понимания картины, кадровые потребности одной только госкорпорации Росатом сейчас составляют более 300 тысяч (!) новых сотрудников, до 2030 года. Нереальная цифра и сверхзадача для страны с отрицательной демографией. Но ее придется выполнять. Так же, как и мегапроекты госкомпаний и госкорпораций – это научные планы индустриализации с объемом госинвестиций не менее 10 млрд рублей каждый; их перечень утвержден в Концепции технологического развития РФ (подписана Председателем Правительства РФ Мишустиным М.В. в мае 2023 года). Все это гигантский кадровый рынок, заполнить который пока некем.
Профессионалы нового формата требуются не только в сфере высоких технологий. Гуманитарные отрасли испытывают столь же острый дефицит.
Одним из актуальных направлений, например, является клиническая психология и психотерапия. Государство готово инвестировать в новые программы и новых специалистов на этом поприще, однако четкого плана и гарантий эффективного расходования бюджетных ресурсов никаких. Характерный пример – инициатива депутатов Госдумы, поступившая в Минобороны России – переобучить психологов для работы с бойцами СВО. Идея выглядит авантюрной, поскольку способна превратить психологию в сетевой маркетинг. Есть более рациональное и менее затратное решение – вместо подготовки доморощенных психологов обучать бесконфликтному поведению, используя технологии медиации и урегулирования споров (давно доказавшие свою эффективность в реальной практике). К этой работе можно привлечь уже существующие научные центры медиации. Их не много, но они эффективны на самых трудных оперативных направлениях, таких как семейное и трудовое право, налоговая политика, закупки.
Эксперты Академии «НЭО» и Центра медиации Академии Контрактных Отношений обсудили возможность сотрудничества в сфере подготовки кадров соответствующего профиля.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет