Site icon Цифровые Закупки

На пульсе индустриальной экономики: выборка тезисов Резолюции XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

По итогам Форума всегда разрабатывается сводный документ, куда в концептуальном виде, вносятся идеи и предложения участников, заслуживающие дальнейшего развития в законодательстве. Резолюция рассылается во все профильные экономические ведомства страны. Полный текст документа охватывает все отрасли закупок. Предлагаем ознакомиться с выборкой предложений, которые касаются промышленности.

Резолюции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» уделяют пристальное внимание контролеры и регуляторы системы закупок: Антимонопольная служба, Минфин России и его подведы, Министерство промышленности и торговли, профильные комитеты Государственной Думы. По итогам Форума, и с учетом данных Резолюции, традиционно готовится поручение Правительству РФ.

Система закупок является программным кодом национальной экономики. Какие поворотные точки, разночтения и возможности развития в этом коде усмотрели профессионалы форума в 2024 году?

Предложения участников дискуссии «Знает ли промышленность, что нужно государству»

  1. Не достаточно развиты методы контроля закупок товаров российского происхождения в рамках реализации нацпроектов, мегапроектов и крупнейших инвестиционных проектов корпораций. Их предлагается усовершенствовать.
  2. Крайне востребованная мера: «Установить требования к использованию отечественной высокотехнологичной продукции для организаций с государственным участием и организаций-получателей государственной поддержки».

Согласно ожиданиям, такая функция может быть реализована в законе об унификации национального режима для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако окончательная судьба соответствующего законопроекта (принятого в первом чтении) еще не ясна. В таком случае, существует и другой вариант реализации данного запроса – через добровольно-принудительное рамочное регулирование таких закупок в 223-ФЗ положениями о закупках госкомпаний и госкорпораций. Также предлагается разработать инструменты стимулирования закупок российских товаров, осуществляемых организациями с долей участия государства менее 50%.

В той же идеологической плоскости профессионалы Форума предлагают два дополнительных решения:

Поясним, что прослеживаемость невозможна без формирования полноценного цифрового реестра контрактов по 223-ФЗ. А также без внедрения цифрового актирования в корпоративные закупки. Соответствующая задача была поставлена перед Федеральным казначейством в 2023 году, работа над ее решением продолжается в данный момент.

  1. Внедрить регулирование в сфере инвестиций в НИОКР и наукоемкое производство.

Профессионалы Форума предложили сформировать условия для закупки инновационной и/или импортозамещающей продукции, в том числе созданной с использованием государственной поддержки. В России нет закона о НИОКР. Однако можно попытаться стимулировать эту отрасль при помощи дополнительных правовых актов и специальной банковской политики.

  1. Унификация мер поддержки. Объединение всех существующих мер поддержки бизнеса в некую единую библиотеку с путеводителем. Для этого предстоит потрудиться над объединением и верификацией данных различных реестров: реестра финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки; реестра организаций-получателей мер государственной поддержки; реестра закупаемой импортной продукции, а также зарубежных компонентов и комплектующих.

Для общего понимания, в Минпромторге уже начали эту обширную информационную реформу, и вышеперечисленные задачи должны решать так называемые «паспорта промышленной продукции». В кулуарах Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» мы выяснили, что пилотный проект внедрения паспортов промышленной продукции пока находится в глубокой проработке.

Предложения участников дискуссии «Инструменты долгосрочных правоотношений между государством и промышленностью»

На площадке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялся самый полный и квалифицированный (на сегодняшний день) разбор проблематики долгосрочных контрактов и контрактов со встречными обязательствами. Найдены точные ответы на вопрос: «что мешает широкому развитию офсетных контрактов?».

Экспертным сообществом поставлен точный диагноз и предложен курс развития:

Самое существенное профессиональное замечание – пересмотреть «конкурсную» природу выбора поставщика для заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами, например, определив для таких целей в 44-ФЗ новую процедуру «конкурентные переговоры» или «двухэтапный способ выбора поставщика».

Предложения участников дискуссии «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и гармонизации закупочного законодательства на территории Союзного государства».

Буквально через неделю по прошествии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», часть этих предложений была реализована российскими и белорусскими законодателями.

В частности, была создана экспертная группа Союзного государства для решения вопросов взаимного участия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в государственных (муниципальных) закупках двух стран. Группа будет заниматься разбором и устранением разночтений, связанных с внутренним цифровым устройством веб-порталов и электронных торговых площадок государств-членов Союза. В качестве квалифицированных экспертов в группу привлечены представители операторов ЭТП, операторов ЕИС, уполномоченных органов по госзакупкам и закупкам госкорпораций, и с участием экспертов от госорганов в сфере цифровизации (Минсвязи РБ и Минцифры России). Такое решение было предложено в ходе дискуссии депутатом Антоном Гетта.

Еще одна идея, к реализации которой сразу же после Форума приступили Минпромторг России и уполномоченными органами исполнительной власти Республики Беларусь – это взаимное признание технологических операций. Речь идет о начисление локализационных баллов производителям.

Предложения участников дискуссии: «Корпоративные закупки: практика и перспективы».

Каждое из предложений является по-своему революционным и перезревшим. Это действительно правила, без которых очень сложно вести хозяйственную деятельность и обеспечивать конкурентные условия на рынке корпоративных закупок.

Предложения участников дискуссии: «Адаптация новых территорий: практика и перспективы»

Рассмотреть вопрос создания единого электронного магазина (маркетплейса) для всех четырех новых субъектов Российской Федерации в целях проведения закупок «малого» объема.

Предложения участников круглого стола «Участие предприятий ОПК в государственных закупках – существующая практика, барьеры и актуальные вопросы»

Участники дискуссии, организованной при поддержке Промсвязьбанка, подготовили блок решений, ускоряющих интеграцию оборонных компаний в гражданский рынок.

Здесь уже давно назревшая кластерная реформа: научно-промышленные кластеры двойного назначения предлагается закрепить за подшефными регионами.

И новый понятийный аппарат: в 488-ФЗ «О промышленной политике» должен быть официально установлен термин «диверсификация ОПК». Очевидно, что вслед за легализацией появятся и четкие критерии процесса вместе с конкретными KPI для предприятий и правилами господдержки (всего этого пока нет).

Очень интересная идея: для компаний с госучастием установить обязательную квоту закупок у предприятий ОПК, и закрепив за ними неконкурентные сегменты рынка, в которых отсутствует российская продукция. Отечественных производителей в таких «дефицитных» отраслях предлагается  наделить привилегиями единственного поставщика (по данному отраслевому направлению) на срок окупаемости инвестиций.

Еще одна прорывная идея – создать специальную организацию – «Межотраслевой технологический интегратор гражданского заказа». Интегратор будет собирать, типизировать и унифицировать потребности заказчиков открытого рынка, специально под возможности и производственный функционал предприятий ОПК.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version