Национальная система контроля качества поставляемых товаров, работ, услуг серьезно просела после отказа России от тоталитарной стандартизации в виде гостов. Введенная вместо обязательных стандартов практика полумер и добровольной сертификации, на поверку оказалась бесполезной и даже опасной для экономики. Однако прогресс не стоит на месте, и современные цифровые методы оценки соответствия сами идут в руки. Не пользоваться ими – все равно что предпочитать ездить на телеге, вместо того чтобы пересесть в самолет. Одним из таких современных средств является маркировка.
В зависимости от среды, условий и задач маркировка может различаться по техническому исполнению. Размечать можно не только товары, но и документы, транспортные средства, информационные материалы. Во всех случаях – абсолютным преимуществом становится прозрачность, прослеживаемость, достоверность.
В России продолжается экспансия цифровой маркировки различных продовольственных и непродовольственных товарных групп, в первую очередь, чтобы снизить нелегальный оборот и фальсификат. Минпромторгом и его подведами в предыдущие годы проделана обширная работа по отстройке соответствующей нормативной базы. С 2021 года у маркировки нет никаких юридических препятствий в России; а с 2022 их обещали устранить в Евразийском союзе.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации:
– Функционирует информационная платформа, определен единый оператор системы маркировки, для осуществления проекта налажено государственно-частное партнерство без привлечения бюджетных средств. Созданная инфраструктура позволяет «ритмично» расширять номенклатуру маркируемой продукции.
Методические рекомендации для маркировки новых товаров были утверждены 25 февраля 2021 года. В их разработке участвовали представители бизнеса, отраслевых союзов и исследовательских институтов. Тем не менее, с охватом новых товарных групп возникают вполне ожидаемые трудности. Ведь некоторым участникам рынка удобнее оставаться в мутной воде.
Маркировка позволяет отследить «жизненный цикл» продукции – от производства до продажи в магазине. Каждому товару присваивается уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрихкод), который наносится на упаковку или товарный ярлык и содержит точные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Система фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке.
В Европе, которая часто ставится в пример, маркировку ввели еще с начала 2000-х. Долгосрочные эффекты превзошли ожидания. В руках заказчика оказался не просто механизм контроля, но вкупе со стандартизацией – и рычаг воздействия на потребительские свойства товара. Первоначальный опыт применения маркировки в отдельных отраслях российского рынка уже успел вызвать поток безосновательной критики. Хотя уже на стартовом этапе эффекты от маркировки есть, стоит только углубиться в вопрос. Например, после введения маркировки контрафакт табака снизился вдвое. Затем маркировка сдержала всплеск фальсификата, когда акциз на табак стал расти.
Еще одним любопытным аспектом критики является обвинение во всех бедах акционеров ЦПРТ (Центр перспективных технологий – оператор национальной системы маркировки). Основных акционеров у ЦРПТ трое – Алишер Усманов, Сергей Чемезов и Сергей Галицкий. Как известно, они инвестировали порядка 250 млрд в развитие системы. В период коронакризиса – решение государства привлечь внебюджетные средства – выглядит вполне обоснованным. Государство от финансовых обязательств освобождено, при этом всю информацию и выгоду от маркировки получает – наравне с честными предпринимателями и гражданами.
«Кто же так заинтересован в очернении системы? Очевидно, те, кто от нее пострадает в первую очередь – кто хочет и дальше производить товары из самого дешевого сырья, а получать денег как с известных брендов» – считает экономический обозреватель Алексей Пухаев.
Сверхзадачи национальной системы маркировки весьма перспективные. Ее оператор ЦРПТ создает национальный каталог товаров. Рано или поздно этот каталог встанет в один ряд с другими реестрами продукции, уже существующими в стране. Например, такими как Реестр промышленной продукции российского происхождения, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Просматривается объективная необходимость взаимной интеграции этих списков. Также сообщается, что ЦРПТ разрабатывает цифровую платформу для трансграничного движения товаров внутри Евразийского союза.
Себестоимость или честность?
Аргументация критиков обязательной маркировки сводится к единственному весомому аргументу – дескать, она удорожает себестоимость товара, что сказывается на потребительских ценах.
Однако данные реальной статистики говорят об обратном. Специалисты НИУ ВШЭ провели анализ динамики цен на молочную продукцию на основе данных Росстата, придя к выводу, что маркировка наоборот приводит к снижению стоимости или замедлению динамики роста цен на продукцию за счет обеления рынка и снижения волатильности цен, зависимой от оборота нелегальной продукции, цены на которую не поддаются контролю. Маркировка влияет на ведение теневой торговли и делает ее в большинстве случаев нерентабельной. Инструмент неоднократно подтверждал свою эффективность и в других товарных категориях.
С 1 декабря 2021 года обязательная маркировка введена для скоропортящейся молочной продукции – сроком годности 40 суток и меньше. Для сыров и мороженого она стала обязательной с 1 июня этого года. С 1 сентября прошлого к ним присовокупили молочную продукцию длительных сроков хранения (более 40 суток). И только с 1 декабря 2023 года будет введена обязательная поштучная прослеживаемость каждой единицы продукции. Последнее должно существенно повысить качество снабжения социальных учреждений в рамках государственных закупок.
Также обязательной цифровая маркировка с 1 декабря стала для минеральной бутилированной воды. На втором этапе, с 1 марта 2022 года, маркировать нужно остальную бутилированную воду в любом виде. В ближайшее время маркировка может коснуться 1,8 тысячи предприятий рыбной отрасли. Средние затраты производителей составят около 70 копеек за единицу продукции. На уровень цен потребителей влияние не окажет, – уверены в Россельхознадзоре.
Усиленным объектом критики уже давно является маркировка лекарств. Подсчитано, что фармотрасль несет дополнительные расходы на криптокоды в размере 3 миллиардов рублей. Однако в сравнении со сверхприбылями фармкорпораций даже неловко упоминать такой мизер в качестве ценового аргумента. Абсолютно очевидно, что в максимально короткие сроки система маркировки сделала российский фармбизнес прозрачней и безопасней для потребителей. У россиян появилась возможность с помощью приложения найти в аптеках любой, даже самый редкий препарат. Приложение является частью государственной информационной системы маркировки и прослеживания товаров. Все лекарства, вводимые в оборот, теперь имеют индивидуальный код, в системе есть информация обо всех аптеках, больницах, производителях, импортерах, дистрибуторах лекарств – каждая организация, имеющая отношение к обороту лекарств, передает сведения об этом в систему, а значит у таблеток есть персональная ответственность.
Маркировка дает полную и точную статистику по лекарствам. За счет прослеживаемости каждой упаковки все цепи движения доступны государственным органам и оперативному штабу. Это позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение каждой упаковки, что особенно актуально для лекарств и вакцин против COVID-19, информация о которых со всей страны предоставляется в режиме онлайн.
Еще одним сюрпризом является уголовная ответственность за подделку маркировки, введенная с 1 декабря текущего года.
«Товарная слежка» расчистит рынок ЕАЭС
Для евразийского рынка проблема контрафакта является одним из болезненных вопросов. Москва предлагает использовать обязательную маркировку в качестве проверенного инструмента борьба с нелегальным товарооборотом как в потребительском секторе, так и в корпоративном секторе, а также в системе государственных закупок. Бонусом станет не только улучшение делового климата для добросовестных участников рынка, но и увеличение налоговых поступлений в бюджеты стран-участниц.
В данный момент в ЕАЭС продолжается настройка сложившейся системы маркировки товаров средствами идентификации. Так, члены Совета утвердили изменения в решении Совета ЕЭК о введении маркировки отдельных групп товаров. Речь идет об обеспечении взаимного признания кодов маркировки. Также уточняются сроки направления уведомлений о введении маркировки государствами-членами, состав сведений о маркируемых товарах и требования к средствам идентификации. Актуализируется перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами – членами ЕАЭС готовится к запуску пилотного проекта по внедрению прослеживаемости товаров на таможенной территории союза. Эксперимент планируется провести с 1 июля 2022 года по 31 марта 2023 года, по его итогам механизм планируется развернуть в постоянном режиме.
С российской стороны инфраструктурой контроля за оборотом товаров и противодействия серому импорту заведует Федеральная таможенная служба (ФТС). Под контролем службы с июля 2021 года в РФ запущена документарная система прослеживаемости товаров, наряду с маркировкой призванная обеспечить власти данными о движении товаров с момента их ввоза на территорию РФ или производства до реализации конечному потребителю. Вскоре в ФТС рассчитывают добиться обязательного применения в ЕАЭС электронных пломб для транзитных грузов.
Кстати, по данным ФТС, за 2020 год таможенные органы выявили более 13 млн контрафактных товаров, что заметно превышает показатели 2019 года (7,6 млн).
Как распределяются ведомственные полномочия?
Координатором системы маркировки в РФ является Минпромторг, министерство определяет правила маркировки, занимается выбором товаров для проведения экспериментов под обязательную маркировку. Взаимодействие участников товарооборота с госорганами погружено на цифровую платформу «ГИС-Маркировка», которая и позволяет отслеживать оборот товаров. Федеральная таможенная служба в рамках своих компетенций проводит контроль за соблюдением требований о маркировке в ЕАЭС. Так, компании получают коды маркировки, передают эту информацию либо производителю, либо самостоятельно при перемещении товаров наносят средства идентификации и указывают сведения в декларации. Таможенные органы проводят автоматизированную проверку, сверяясь с данными ГИС, при необходимости – досмотр.
Евразийский комар носа не подточит
Новым механизмом контроля за товарными потоками стала запущенная в июле Национальная система прослеживаемости (НСП) – механизм контроля исключительно за импортными товарами с момента ввоза на территорию РФ до их выбытия из оборота (передачи в производство или реализации конечному потребителю). Оператором НСП является Федеральная налоговая служба (ФНС), которой ФТС передает информацию по таможенным декларациям. При выявлении разрывов в цепочках перепродажи товаров или других нарушений осуществляются проверочные мероприятия. Отличием новой системы прослеживаемости является документарный подход к контролю. В рамках НСП товарам присваивается регистрационный номер.
Справка
Актуальный, хотя и не новый тренд, набирающий обороты в транспортной отрасли – маркировка объектов для их идентификации и прослеживания на всем пути перемещения: RFID-маркировка на транспорте. Маркировке подвергаются не только грузы, сборные или крупногабаритные единицы, но и сами транспортные средства и подвижные составы. Для этих целей все больше используются корпусированные метки с технологией радиочастотной идентификации (RFID). RFID-метка состоит из чипа, антенны и корпуса, который позволяет прикрепить эту метку к объекту. ГК «Силтэк» в сотрудничестве с российским заводом микросхем «Микрон» создала универсальную метку для транспорта, позволяющую использовать ее на металле, на пластиковых емкостях с различными жидкостями, на древесине, в любых погодных условиях.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет