Коротко о важном
Очень важная новация, которую мы совместно с Минпромторгом продвигаем в Государственной Думе (законопроект, принятый в первом чтении). На 223-ФЗ в части, касающейся некоммерческих закупок (а таких очень много), будут применяться ровно те же инструменты импортозамещения, как и в 44-ФЗ. Они доказали свою эффективность
Стоит помнить, что со стороны контролирующих органов вопросов всегда меньше именно к тому заказчику, который выбрал конкурентную процедуру.
Сегодня вся система госзакупок должна максимально эффективно использоваться для развития российской промышленности и поддержки наших экономических агентов. Поэтому мы подготовили поправки в 44-й и 223-ФЗ. Это огромная, системная реформа, которая позволит как раз качественно повысить эффективность закупок. Кроме того, параллельно идет большая работа по формированию пакета нацпроектов до 2030 года. Наша задача здесь – регуляторными средствами также максимизировать участие российских компаний в реализации всех национальных проектов – и технологических, и социальных.
На наш взгляд, законодательного блока, представляющего интересы регионов и бизнеса, единообразие всех мер импортозамещения пойдет системе закупок на пользу. Союз закупщиков, который объединяет всех заказчиков страны, также поддерживает это начинание. Нужны единые правила, сведенные в один документ и не нуждающиеся в дополнительных трактовках, как правила дорожного движения.
С 1 января 2025 года мы вводим цифровые дополнительные соглашения. Мы также намерены перейти на цифровую смету по контрактам во взаимодействии со сметными системами Минстроя. Делаем интеграцию с ГИСП в части подтверждения российского происхождения продукции. Развиваем наши подсистемы в части аналитики закупок малого объема и закупок в электронных магазинах. Появится связка с электронными магазинами: будет автоматизирован процесс актирования по договорам, которые в них заключаются.
Защитные инструменты нового закона в адрес российской продукции будут увязаны с правилами локализации производства. Мы делаем ставку на развитие балльной системы. Сегодня она введена по 19 отраслям из 28 (сейчас в правительстве находятся на рассмотрении еще 5 отраслей для внедрения балльной системы).
Когда мы говорим о закупках крупных корпораций в рамках 223-ФЗ, то было бы неплохо ввести приоритетное требование по закупкам российской продукции, а также возможность на входе понимать, смогут ли они заключить офсетные контракты. Чтобы в законе не просто было сказано «вы можете», а предлагались дорожные карты в отношении проектов технологического суверенитета (например, чтобы были урегулированы такие вопросы, как «коллективная закупка», «закупка из средств Фонда ОМС»).
Сейчас между потребностями заказчиков и продукцией, которую способны производить наши предприятия – вакуум. На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» было предложено между ними создать «мостик» в виде универсального инжинирингового центра. Вся продукция будет делиться по стадиям готовности. Первая – это стадия проведения НИОКР. Вторая – когда продукция уже имеет опытные образцы, но не имеет сертификата. Третья стадия – уже сертифицированная продукция, но которая пока не имеет рынка сбыта. Важно, чтобы при формировании планов по закупкам, заказчик мог принимать в расчет эту информацию.
Проведение аукционов вместо конкурсов приводит к демпингу на рынке образовательных услуг. Особенно в сфере закупок и противодействия коррупции. То же самое происходит и в других отраслях повышения квалификации: в сфере охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Отсутствие минимальной окупаемости делает малопривлекательным участие опытных образовательных организаций в торгах.