Госдума в ускоренном режиме, во втором и третьих чтениях приняла закон о создании свободной экономической зоны на новых территориях. До 31 декабря 2050 года (с возможностью продления) в Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях действуют особые правила развития и господдержки для производства и сбыта. Для входа в зону требуется преодолеть незначительный порог инвестиций: для крупного бизнеса – 30 млн рублей, для среднего и малого – 3 млн, для IT-компаний – 1 млн рублей.
У зоны, создаваемой на Донбассе, есть уникальные особенности. Их еще до принятия закона анонсировал Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в апреле на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»:
– Есть очень важная новация: условие, чтобы в СЭЗ могли зайти любые действующие предприятия на этой территории. Это кардинальное отличие от всех существующих в РФ экономических зон.
Напомним, что опыт интенсивного экономического развития вполне успешно реализован на территории Крыма и Севастополя, где СЭЗ действует с 1 января 2015 года (до 2039). Для бизнеса, работающего в ней, предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество на 10 лет, от налога на землю на первые три года, (если она находится в их собственности), страховые взносы уплачиваются по пониженной ставке.
Создание благоприятного хозяйственного режима – это лишь часть условий, необходимых для возрождения экономики Донбасса и Северного Причерноморья. Не меньшее значение имеет восстановление инженерной и транспортной инфраструктуры. Для промышленности важен доступ к воде, который нарушен украинской стороной. Этот вопрос решится после завершения строительства водовода из реки Дон. Также огромную роль играет работоспособность Запорожской атомной станции. На ЗАЭС завязан весь производственный комплекс четырех субъектов.
Иван Абрамов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ):
– У нас в планах газификация всей территории, и энергетическая независимость должна быть. Мы должны понимать, что все субъекты будут обеспечены стабильным источником энергии. И транспортная доступность, когда, я думаю, мы свяжем все 4 субъекта по кольцу, что можно будет заехать со стороны Ростовской области и выехать через Крым.
Режим свободной экономической зоны дополняется широким комплексом смягчающих норм. До 1 января 2024 года на новых территориях правительством установлен максимально упрощенный режим закупок. Это закупка у единственного поставщика (причем на основании «форс-мажорного» положения 44-ФЗ), возможность заключать контракты без использования электронной подписи. Разрешено не учитывать квоты для малого бизнеса и социально ориентированных НКО; не включать в состав комиссии по закупке специалистов в сфере закупок и людей, обладающих профессиональными знаниями. Допускается не проводить общественное обсуждение для крупных контрактов и т.д.
С большой долей вероятности упрощенный режим для четырех новых субъектов будет дополнен рядом механизмов, которые были выработаны экспертным сообществом XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Блок этих конструктивных предложений изложен в официальной Резолюции Форума, которая передана в Правительство и органы законодательной власти РФ.
Предложения участников дискуссии «Новые территории – новая инфраструктура», попавшие в Резолюцию Форума:
- проработать вопрос создания специализированной организации для организационно-технической поддержки заказчиков и поставщиков в процессе адаптации к российскому закупочному законодательству;
- организовать процесс комплексного обучения организаций новых территорий правилам осуществления предпринимательской деятельности, включая бухгалтерский учет, налоговое право и специфику участия в государственных, муниципальных и корпоративных закупках;
- рассмотреть вопрос повышения пропускной способности таможенных постов, организации дополнительных подъездных путей к контрольно-пропускным пунктам;
- ускорить процесс получения сертификата СТ-1 и включения в реестр российской промышленной продукции;
- создать пилотный проект для реализации ускоренного механизма подтверждения российского происхождения товара, производимого на территории новых субъектов Российской Федерации, с участием экспертов ОПОРЫ РОССИИ;
- рассмотреть вопрос ускорения процесса получения российских лицензий, сертификатов и маркировки в отношении выпускаемой продукции (в том числе обязательных);
- рассмотреть вопрос, связанный с отсутствием полномочий у временных администраторов, назначенных для управления предприятиями, у которых нет или не идентифицированы собственники на распоряжение имуществом и принятие долговых обязательств (заключение договоров займа, залога имущества);
- ускорить процедуру предоставления промышленным предприятиям целевых займов по программам льготного заёмного финансирования на основе допустимого минимального состава необходимых для предоставления документов;
- разработать нормативные правовые акты в рамках регулирования территориального планирования, землепользования и застройки с учётом планировки территорий для возможности ведения инвестиционной деятельности;
- рассмотреть возможность выделения средств на компенсацию имущественных рисков транспортным компаниям при доставке грузов на территорию новых субъектов Российской Федерации;
- проработать вопрос создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на новых территориях;
- разработать концепцию развития промышленной кооперации между предприятиями новых субъектов Российской Федерации и иными российскими предприятиями с целью активизации процесса размещения производства на новых территориях.
Еще один блок предложений поступил на Форуме-выставке «ГОЗСКАЗ» со стороны Промсвязьбанка, первой российской финансово-кредитной организации, которая зашла на новые территории.
Константин Басманов, заместитель председателя правления ПАО «Промсвязьбанк»:
– Считаем, что необходимо вводить стимулы и меры поддержки именно для заказчиков. Именно они будут принимать риски, работы с поставщиками из новых субъектов Российской Федерации. Это основной барьер, который будет преодолевать бизнес новых территорий в рамках работы по 223-ФЗ: попасть в закупочный регламент и процедуры крупнейших компаний России. Это процедуры, которые достаточно формализованы, это высоко конкурентные рынки, но они долгосрочные и очень привлекательные.
С целым пакетом стимулирующих мер для бизнеса новых субъектов в свою очередь выступает Корпорация МСП.
По данным этого института развития, на текущий момент малый и средней бизнес Новороссии насчитывает порядка 64 тысяч компаний, которые включены как в Единый государственный реестр юридических лиц, так и в Единый реестр субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба.
Наталья Коротченкова, статс-секретарь-заместитель генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:
– Как только предприятие из новых регионов включается в реестр МСП, на него распространяются как льготные условия участи в закупках, так и возможность получения льготных кредитов. По результатам нашего общения с новыми территориями понимаем, что потенциал развития реестра еще достаточно большой. Это не 64 тыс. компаний, а значительно больше – порядка 200. Основной вопрос, который сейчас задают нам предприниматели, это как попасть в реестр субъектов МСП. У нас есть общий порядок, который неприменим для наших новых территорий, и мы сейчас работаем совместно с Минэкономразвития, чтобы создать упрощенный порядок без применения критерия по доходу. Потому что актуальных данных, понятно, что нет.
Также в Корпорации МСП сообщали, что рассчитывают на запуск механизма зонтичного поручительства для бизнеса новых территорий начиная с мая. Расчет в первую очередь делается на Промсвязьбанк, который вошел в процедуру, и у которого в четырех субъектов уже есть достаточно развитая сеть. Дочерняя структура Корпорации «МСП-банк» также участвует в процессе кредитования бизнеса.
По последним данным, работой по сведению всех существующих мер поддержки бизнеса на новых территориях в единый информационно-сопроводительный ресурс взяло на себя Минэкономразвития РФ.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет