Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Сырьевой синдром тормозит российское машиностроение

Крупнейшая металлургическая держава не может совладать с ценами на металл
Сырьевой синдром тормозит российское машиностроение
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Машиностроение

Российские потребители стали находятся  в непростом положении уже на протяжение полугода. «Железная лихорадка» – лишь одна из поверхностных причин. Повышенный спрос и дефицитное предложение объясняется возросшими темпами индустриализации и инфраструктурного строительства, с помощью которых все развитые экономики мира пытаются вытащить себя из кризиса. Нет оснований считать, что эта сырьевая тенденция изменится в ближайшие годы.

Ситуация усугубляется холодной зимой и глобальным энергоголодом, разгоняющим стоимость энергоресурсов в мире. В этой связи немного обозначившееся удешевление металлоресурсов на мировых рынках, вызванное «возвращением» китайских поставщиков в большую игру, все равно выглядит кратковременным послаблением. В том числе в РФ некоторая стабилизация цен объясняется сезонными факторами в стройкомплексе. Однако, на этой «приятной» ноте российские металлургические комбинаты, не моргнув глазом, объявили о повышении заводских цен на декабрь.

В 2021 году стоимость стали на мировом рынке достигла максимальной отметки за последние 12 лет. Особенно жестко эта ситуация ударила по отечественным машиностроителям, которые вынуждены резко сокращать производство, чтобы сохранить рентабельность.

При таких вводных практически невозможно конкурировать с китайскими, немецкими и американскими поставщиками техники и оборудования, доминирующими в РФ. Это ставит под прямую угрозу усилия государства в сфере импортозамещения и форсированного промышленного развития. Обесцениваются огромные усилия, предпринятые технократическим блоком российского правительства в законодательной, регуляторной, инвестиционной областях, работа новых предприятий становится убыточной, а создаваемых – самоубийственной. В зародыше убивается диверсификация оборонного комплекса в смежных с машиностроением отраслях.

Парадоксально, что имея избыточные объемы собственных мощностей и сырья, Российская Федерация не в состоянии решить эту проблему доступными нормативными и административными рычагами. Методы рыночного регулирования оказались фейковыми и губительными. Российский металл на российском же рынке продается по ценам, дороже, чем продается за границу. Нельзя не заметить, что банковская политика, зацикленная на повышении ключевой ставки, окончательно загоняет российскую индустриализацию в «стойло».  У предприятий нет доступа к адекватным кредитам, а значит –  даже вывести в ноль свои сырьевые риски они не могут.

Акцизная плеть и кредитный капкан

Изъятия сверхдоходов у металлургов, которым с середины лета занимается государство, никак не облегчают участь машиностроителей. Их убытки никто не считает и не компенсирует. Приструнить аппетиты российских металлургов сейчас предлагает Минфин, введя с 2022 года акциз на жидкую сталь в размере 2,7% от средней за календарный месяц экспортной цены на стальные слябы. В машиностроительной отрасли к такому решению относятся без энтузиазма.

Так, генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев уверен, что акцизы на металл лишь приведут к росту цены на него для машиностроителей. Совершенно непонятно, как это должно помочь отечественным предприятиям. Как объясняет эксперт, это связано с ущербностью самих административных подходов государства к национальной промышленности. Из-за «рыночных» приоритетов индустриальной политики Россия сегодня, имея значительный объем сталелитейных мощностей, экспортирует не конечный прокат, а слябы (низкопередельный продукт с наиболее «грязной» частью технологии в производстве проката). Их используют иностранные производители качественного проката на «экологичных и низкоуглеродных» предприятиях с высокой добавленной стоимостью. Он подчеркнул, что это яркая иллюстрация нашей технологической убогости.

Директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев:

– На отдельные виды проката мы видим рост цены 40–50%, а на другие до 100%. Так как металл мы приобретаем по предоплате, то для того, чтобы сохранить объемы производства, нам необходимо привлекать дополнительные средства.

Достаточно жестко и доходчиво о происходящем на днях высказался Председатель Комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг:

– У нас снижаются или обнуляются экспортные пошлины, и при этом повышается налог на добычу полезных ископаемых и вводится акциз на жидкую сталь. То есть, фактически освобождая от налогов экспорт сырья, правительство делает более дорогой переработку сырья внутри страны. Соответственно, становятся и более дорогими все изделия, которые произведены, например, из металлов. И поэтому на российском рынке все большую и большую долю в высокотехнологичных отраслях экономики занимают импортные товары, материалы, услуги, и т.д. Чем выше добавленная стоимость изделия, чем больше доля импорта во внутрироссийском потреблении. Это закономерный итог того, что делает правительство. Именно поэтому мы продолжаем свои дебаты с правительством, и выступаем против повышения налоговой нагрузки на внутреннее потребление и за повышение налоговой нагрузки на продажу сырья за рубеж. И даже представители «Единой России» уже начинают нас поддерживать, и председатель Государственной Думы уже обратил внимание, что надо не только получать налоги в бюджет, но и создавать условия для снижения цен внутри страны. Тогда у нас переработка будет развиваться, и те же самые запчасти будет выгоднее производить внутри страны, чем завозить из-за рубежа. Это же очевидная вещь! Если у вас, например, трактор, завезенный из Китая, стоит столько же, сколько стоит металл, из которого изготовлен такой же трактор внутри страны, то легко догадаться, какой трактор приобретет покупатель – китайский, который стоит по цене российского металла, или российский, который еще сделать из этого металла нужно.

Президент Ассоциации «Росспецмаш», Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин:

– В себестоимости единиц, производимых на Ростсельмаше, цена металла составляет от 30 до 80%. За второе полугодие прошлого года металл подорожал на 80–90%. Это привело к тому, что себестоимость машин выросла процентов на 30–40. При этом государство ограничивает цены на сельхозтехнику, ограничивает цены на продукцию сельского хозяйства, поэтому вслед за себестоимостью мы — машиностроители, не можем повышать цены.

Прогрессивный блок в правительстве РФ пытаются использовать доступные административные рычаги, для удержания ситуации под контролем. Буквально вчера (22 ноября) Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию приняла очень важное предложение Минпромторга об увеличении минимальных ставок вывозных таможенных пошлин на лом и отходы черных металлов (с 70 до 100 евро за тонну). Мера принимается для обеспечения внутреннего рынка сырьем для производства стали и сдерживания цен, чтобы в перспективе перейти к снижению себестоимости стальной продукции российских производителей, поясняют в правительстве. Лом и отходы черных металлов являются стратегическим ресурсом для российской металлургической промышленности, от обеспеченности этим сырьем полностью зависит работа электросталеплавильных мощностей.

Донбасская сталь для российской индустриализации

Неожиданные перспективы оздоровления рыночной среды возникают в связи с появлением на российским рынке новой крупной промышленной фигуры. По оптимистичным прогнозам, стальной прокат из Донбасса может занять до 15% российского рынка. Это достаточно много для того, чтобы повлиять на внутреннюю стоимость сырья и составить реальную конкуренцию заигравшимся сырьевым корпорациям.

Расположенный на территории непризнанной Луганской народной республики (ЛНР) Алчевский металлургический комбинат (АМК) 21 ноября возобновил работу цеха по прокату толстолистовой стали. Об этом сообщил Луганский информационный центр со ссылкой на представителя комбината. На предприятии сообщили, что толстолистовой прокат «пользуется определенным спросом» на рынке России и цех возобновил производство в связи с выходом недавнего указа президента РФ Владимира Путина (об упрощении доступа товаров из Донецкой и Луганской народных республик на российский рынок). Представитель АМК заявил о «возможности заключения договоров и реализации данного продукта на территории РФ».

  • До конца ноября комбинат планирует произвести более 10 000 т проката. В декабре производство планируется увеличить до 40 000–45 000 т проката в месяц с перспективой дальнейшего наращивания. Как заявляли в июне 2021 года главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник, теперь предприятие, как и другие металлургические активы республик, находится под контролем «нового инвестора». Им называется ООО «Южный горно-​металлургический комплекс» российского бизнесмена Евгения Юрченко. До этого металлургией Донбасса владело зарегистрированное в Южной Осетии ЗАО «Внешторгсервис». Компанией управлял украинский бизнесмен Сергей Курченко.

Однако появление нового поставщика сопряжено с определенными нормативными и налоговыми препятствиями. Клиенты предприятия в России не смогут поставить в зачет «входной» НДС. То есть, цены проката из ЛДНР автоматически несут дополнительные издержки (по грубым оценкам порядка 15-18%). Для того, чтобы донбасская сталь спасла российское машиностроение, требуется максимально быстрая адаптация налоговых систем.

Напомним, немногим ранее, в середине ноября Владимир Путин, подписал указ, признающий в России выданные в ДНР и ЛНР сертификаты о происхождении товаров и допускающий их наравне с российскими до госзакупок. Документ также отменяет экспортные и импортные квоты для товаров, перемещаемых из России в ДНР/ЛНР и обратно. Указ будет действовать до политического урегулирования в Донбассе на основе Минских соглашений.

Автор: Андрей Троянский

23 ноября 2021, 16:28
339
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Машиностроение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.