На территории РФ сегодня выпускаются все виды спецтехники для строительства. По большинству критически важных позиций (за исключением специфических, например таких, как асфальтоукладчики) у российских производителей есть необходимые компетенции, и отечественным предприятиям за два последних года удалось расширить собственную нишу на внутреннем рынке.
При этом, процесс импортозамещения сопряжен с рядом трудностей внутреннего характера. Дефицит оборотных средств и заоблачная стоимость инвестиций в средства производства на первом месте, на втором низкая маржинальность, которую практически полностью съедают высокие производственные расходы. Их неизбежно приходится закладывать в конечную стоимость продукции, экономить на сервисе и контроле качества.
На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» были озвучены любопытные цифры, характеризующие внутренний рынок спецтехники.
За предыдущий 2023 год доля китайской продукции и комплектующих по отдельным позициям в спецтехнике достигла 90% (за счет вытеснения традиционных европейских поставщиков). В том числе и с опорой на китайские комплектующие продолжался процесс активного развития российских машиностроительных предприятий. Доля российской продукции на рынке специализированного машиностроения для стройки составляет порядка 20% (в основном, это землеройная, бульдозерная техника). Государственными заказчиками востребована, также коммунальная техника и отдельные виды машин для городского хозяйства). Однако есть тревожная тенденция: в 2023 году объемы закупок спецтехники российского производства сократились и составили порядка 1 тыс. единиц (это падение на 23%, в стоимостном выражении около 19 млрд рублей).
В рамках государственных закупок специализированной техники действует запрет, обусловленный постановлением 616. Если планируется закупка определенного вида техники, то заказчик, сверившись с реестром отечественной продукции от Минпромторга, обязан отдать приоритет российскому аналогу (при его наличии в реестре). Таким образом, возможность выбора зарубежного варианта планируемой к закупке техники ограничена. Но ограничение не является непроходимым. Есть исключение для заказчиков, которым требуются машины с уникальными характеристиками, которыми обладают только иностранные бренды. В таком случае, при веском обосновании своих потребностей, заказчик может получить разрешение на закупку импортной техники.
О принципах действия данного инструмента на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» рассказал Станислав Черторыжский, заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России:
– По году заказчики обращались к нам порядка полусотни раз, и в 45% случаев Минпромторг выдавал разрешение на закупку импортной продукции. По итогам 2023 года число таких обращений увеличилось практически в 2-3 раза (150 обращений в год). Но, и число разрешений на закупку импорта от Минпромторга сократилось до 35% от всех случаев. Это говорит о двух тенденциях: 1) заказчики начали более активно искать и активнее пользоваться инструментом; 2) соответствующая номенклатура изделий от российских производителей появилась в реестре. Заказчик не знал о наличии российских аналогов и продолжал по привычке ориентироваться на импортные каналы. Однако при обращении в Минпромторг многие потребители смогли найти для себя компромисс в виде отечественных решений.
Одна из первых проблем импортозамещения, о которой сигнализирует в обратную связь подавляющая масса конечных потребителей – это контроль качества российской продукции.
Вопрос не только в долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной стоимости. Зачастую потребителю трудно рассчитать экономическую целесообразность использования отечественной техники. Не налажена обратная связь с ее производителем. Заказчик привык опираться на сервис иностранных компаний, производственные мощности и финансовые механизмы которых значительно более развиты благодаря высокой серийности и доминирующему положению на рынке.
– Хотелось бы привести в пример те кейсы, которые у нас возникли при сотрудничестве с компаниями с государственным участием, – рассказал Станислав Черторыжский. – К примеру с Сургутнефтегазом или Газпромом у нас организованы профильные рабочие группы. По аналогичным профилям есть такие же рабочие группа с Минтрансом и Минсельхозом (сельскохозяйственные самоходные машины). Этот инструмент позволяет заказчику построить прямой диалог с производителем. Как показывает практика, компании далеко не всегда информированы о том, что есть в номенклатуре российских предприятий. Так сложилось исторически, что зарубежные бренды более агрессивно себя продвигали. С этой точки зрения российским производителям у них еще предстоит многому научиться.
Эксперт подчеркнул, что в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) создан специальный каталог, в котором можно подробно ознакомиться с номенклатурой изделий, имеющих заключение о подтверждении производства на территории РФ.
Минпромторг рекомендует государственным заказчикам активнее выстраивать информационное взаимодействие с российскими производителями. У этой рекомендации есть уважительные причины:
– Понятное дело, мы пока не можем позволить себе как зарубежные машиностроительные корпорации, держать большие складские запасы готовой продукции. Наши производители ограничены в оборотных средствах и поэтому более зависимы от производственного цикла.
Есть и вторая сторона медали: никто лучше самого заказчика не понимает, какая номенклатура ему регулярно требуется. Только у заказчика есть информация о системном обновлении и эксплуатации его технического парка. Есть данные о сроках выбытия техники в обозримой перспективе. Поэтому Минпромторг рекомендует заказчику, опираясь на эти данные выстраивать долгосрочные механизмы сотрудничества с российскими машиностроителями.
– Необходимые компетенции у российского производителя есть, он сам заинтересован в том, чтобы развиваться, улучшать качество продукции и сервиса. Но если производитель не знает, какую номенклатуру и в какой части ему усовершенствовать, то он не может запустить эти процессы модернизации: они трудозатратные финансово емкие. Но, самое главное, они не запускаются без конкретного потребителя, для которого должны быть предназначены. Если предприятия будут чувствовать со стороны заказчика такое движение, то смогут заранее планировать свои производственные объемы и НИОКРы (которые, в том числе, субсидирует Министерство промышленности и торговли). И технику мы будем получать устраивающего качества и в более оперативные сроки, – пояснил Станислав Черторыжский.
Министерство всесторонне поддерживает инвестиции машиностроительного бизнеса в основной капитал. Эта, пользующаяся растущим спросом программа финансирования НИОКР (ПП 1649, подразумевает субсидирование до 70% затрат на разработку и создание опытных образцов техники). В Минпромторге подчеркивают, что у данной программы есть KPI: ключевым показателем успешности программы для производителя является объем реализации созданной техники на протяжение пяти лет после завершения опытно-конструкторских работ.
– При таких вводных очень важно, чтобы производитель понимал, что заказчик, государственный сегмент ждет такую технику. Если будет такое понимание, то и предприятие будет охотнее идти в мероприятия правительства, обращаться за существующими мерами господдержки. Деньги в них есть. Опять же, существуют программы обратного инжиниринга, которые позволяют осуществлять промышленное копирование и воспроизводство отдельных узлов и компонентов.
Важен системный диалог между всеми сторонами процесса: производителями, дилерами и потребителями промышленной продукции.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет