В стране меняются условия применения частной деловой инициативы. Это происходит под влиянием объективных факторов реальной экономики. Как правовая система адаптируется к этим переменам: будет ли учтен опыт, полученный в последние годы и месяцы: через цифровизацию и автоматизацию закупочных сервисов, через антикризисные и антисанкционные методы поддержки экономики, через расширение полномочий местных властей? Какую идеологию обновления в систему заложат законодатели?
В ходе недавнего заседания совета Агентства стратегических инициатив, которое проходило с участием Владимира Путина, зашла речь о следующей итерации Стратегии развития малого и среднего бизнеса. На повестке реформа Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Александр Калинин, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Нужно переосмыслить Стратегию развития МСП. Она была принята в 2016 году. У нас уже есть совершенно другие базы данных, другая система поддержки бизнеса. Множество находок и наработок в рамках 209-ФЗ. Желательно провести их ревизию.
Сами профессионалы бизнеса считают, что закон должен предусматривать особые механизмы развития предпринимательства в ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской области. Важно, не просто синхронизировать законы новых субъектов, а дать возможность бизнесу новых территорий внести свой вклад в ВВП России. А полученный опыт может быть использован для совершенствования всей правовой инфраструктуры МСП в России.
Такие возможности, уникальный кадровый и ресурсный потенциал у Донбасса есть. Его раскрытием на системной основе занимается ОПОРА РОССИИ, которая первой из общественных организаций бизнеса задействовала в новых регионах свои подразделения.
Андрей Садофьев, член Правления ОПОРЫ РОССИИ, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», считает, что опыт правоприменения, полученный на Донбассе, может обладать полезной новизной не столько для самих народных республик, сколько России в целом:
– Общественная организация ОПОРА РОССИИ активно участвует во всесторонней интеграции новых регионов РФ. Мы накопили уникальный опыт общения с местными предприятиями и уже изнутри знаем об их проблемах и возможностях. Поэтому так важно, что сейчас на федеральном уровне задумались о стратегии развития малого и среднего бизнеса и даже о новой версии Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Важно, чтобы в законе нашлось место для системных механизмов поддержки предпринимателей ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской области. Я уверен, что при должной поддержке новые территории не только вырастут до общероссийских стандартов деловой активности, а смогут насытить своей продукцией всю страну.
В Херсонсокой области, Луганской и Донецкой республиках открыто уже три отделения ОПОРЫ РОССИИ. В течение месяца планируется открыть аналогичное подразделение в Запорожской области. По свидетельствам местных властей, выстоять в трудных условиях удалось только благодаря малому бизнесу, который продолжает выполнять свою работу на социально ответственных направлениях.
В Новороссии сложилась уникальная деловая среда: с одной стороны (в силу известных причин) наблюдается определенный приоритет административно-командных методов управления экономкой, а с другой – ставка делается на предпринимательскую инициативу и конкуренцию снизу. Возникает поле для экономического эксперимента, который наверняка принесет свои неожиданные открытия и наработки. Как это, например, уже случилось в ходе экономической интеграции Крыма и Севастополя, где с апреля 2020 года действует особый режим закупок, основанный на казначейском сопровождении и практике выбора единственного поставщика. Изначально опыт Крыма воспринимался как временное отступление от канона и исключение из правил. Но со временем обнаружилось, что он является сверхпродуктивным и заслуживает масштабирования на другие регионы страны (в особенности, на регионы со сложной многоукладной экономикой). Вслед за Крымом на а особую финансовую модель управления под началом Федерального казначейства перешла республика Северная Осетия. Централизованный государственный электронный сервис контроля позволяет курировать все контракты на сумму свыше 10 млн рублей. В других субъектах РФ механизм казначейского сопровождения и нормирования затрат все шире применяются не “ковровым”, а адресным способом. Во всех случаях, когда речь идет о проектах особой социальной значимости, на инфраструктурных стройках, на инфраструктурных (бюджетных) кредитах.
Хронические проблемы одинаковы для всех субъектов РФ
Опыт новых территорий может быть полезным и для решения фундаментальной проблемы под названием «стагнация спроса». В конце прошлого года Минэкономразвития зафиксировала тревожную тенденцию к падению спроса в России, на основе статистики ежемесячного исследования – индекс RSBI – настроений малого и среднего бизнеса, проводимого ОПОРОЙ РОССИИ, Промсвязьбанком и агентством Magram. В формате новых регионов можно опробовать нестандартные методы привлечения бизнеса к выполнению социальных и промышленных задач: посредством государственного субсидирования спроса, фиксированных цен, а также через механизмы гарантированного заказа.
Особого подхода требует общероссийская проблема давления на бизнес со стороны региональных органов власти. В связи с расширением полномочий регионов в закупках, у предпринимателей возникают резонные опасения, что число такого рода злоупотреблений может расти. Вопрос остается актуальным практически во всех субъектах РФ, не смотря на линию федерального центра – снизить административную нагрузку на предпринимателей. По-прежнему представители МСП сталкиваются и с фактором внеплановых проверок, и со сложностями с разрешением земельных вопросов; завышением арендной платы, или с манипуляциями вокруг продления аренды. Счет случаев по последнему «кейсу» может идти на десятки в каждом крупном городе. Целый комплекс проблем бизнеса связан с неуемными аппетитами естественных монополий.
Дешевые деньги – альтернативный сценарий
Деликатным вопросом, который требует обязательного разрешения, является приток инвестиций и доступных кредитов на новые территории. Кто станет кровеносной системой бизнеса и промышленности Донбасса? По опыту Крыма очень хорошо заметно, что банковская система излишне консервативна, осторожна, а местами даже враждебна по отношению к выполнению государственных задач на этом чувствительном направлении. Поэтому в формировании финансового контура Новороссии особая миссия сегодня в руках так называемых «опорных» государственных кредитных институтов.
Пока абсолютным лидером в строительстве финансовой инфраструктуры Донбасса является опорный банк российской промышленности «Промсвязьбанк». ПСБ с первых чисел января 2023 года работает здесь с историческим размахом. Банк во исполнение указа президента приобрел ООО «ПСБ Донецк» и ООО «ПСБ Луганск», принадлежащие Донецкой и Луганской Народным Республикам. По результатам сделки сеть обслуживания увеличилась практически вдвое, перешагнув отметку в 350 офисов продаж на всей территории Донбасса. Клиентская база составит около 3 млн физических и более 17 тысяч юридических лиц. За время работы ПСБ на территории Республик на обслуживание в банк перешло более 300 тысяч физических и почти 16 тысяч юридических лиц. Открыто более 480 тысяч счетов гражданам и более 16 тысяч счетов клиентам из малого и среднего бизнеса, физлицам выдано более 250 тысяч карт, включая зарплатные карты, и около 15 тысяч — бизнесу.
Разворот на Восток требует кассовых реформ
Вопрос международных расчетов для малого бизнеса сегодня — крайне актуальный, ведь прежние финансовые цепочки разорвались, для выстраивания новых нужно четкое понимание ситуации, помощь со стороны государства и финансового сектора, административная и аналитическая поддержка. Отмечается резкое уменьшение спроса на доллар и евро, рост спроса на юани и дирхамы, тренд на переходы платежей в национальной валюте.
По наблюдениям Александра Калинина, происходят тектонические процессы разворота российского бизнеса на Восток.
– По международному треку, отмечу, что экспорт малого бизнеса показывает двузначные цифры. Поэтому нельзя зацикливаться только на внутреннем рынке. Мы сейчас фокусируем активность на Арабском направлении, на Китае, на Индии и Африке. Там легко работать. Единственное, чего не хватает: со стороны банков необходим более широкий доступ к наличности в юанях или других национальных валютах, чтобы бизнес имел возможность проводить в них торговые расчеты.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет