42 млн рублей на аналитические исследования по развитию Каталога товаров, работ и услуг, для взаимоувязки КТРУ с реестрами Минпромторга.
На портале ГИС ЕИС появилась закупка на оказание услуг «Экспертного сопровождения совершенствования системы закупок». Заказчиком выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Работы пройдут в шесть этапов до конца декабря 2027 года.
- «Экспертное сопровождение совершенствования системы закупок Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в том числе подготовка экспертных предложений, направленных на эффективное применение закупочных процедур и контроль соблюдения нормативных актов, регулирующих порядок осуществления закупок Минпромторга России».
Не быстро приходят перемены, без которых трудно жить. Интрига здесь не столько в электронном согласовании реестров (которых действительно стало много, и между ними надо как-то ориентироваться), сколько в стандартизации требований к описанию продукции. Эта стандартизация одним выстрелом убивает целый букет хронических проблем.
- Упрощает задачу описания объекта закупки (огромная экономия трудозатрат).
- Лишает недобросовестного заказчика возможности устанавливать избыточные требования в ТЗ.
- Добросовестному заказчику дает детализацию недостающих требований к объекту закупки.
- Решает проблему нехватки требований к качеству продукции, содержащихся в КТРУ.
Мы уверены, что сокращение в обязательной части технического задания признаков того или иного товара и перенос этой информации в КТРУ в виде типовых описаний, крайне положительно скажется на эффективности закупок.
«В госзакупках чаще всего наблюдается низкая информированность государственных заказчиков о технических и качественных характеристиках закупаемой продукции, о возможностях применения альтернативных технических решений, о ценообразовании на рынке закупаемой продукции» (Кикавец, Вдовин, 2021).
А результат известен всем в виде так называемого аукционного перекоса – когда вместо качественных товаров (с учетом всех эксплуатационных затрат) закупаются дешевые (с учетом сиюминутной отчетной выгоды годового бюджета).
Впрочем, в отношении реформы КТРУ, среди профессионалов есть и скептики, объясняющие ситуацию с вполне аргументированным цинизмом.
Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета ГД по защите конкуренции:
– Никаким каталогом товаров, работ, услуг вы не исправите ситуацию, и заказчик как покупал самое дешевое, так и будет его покупать. Почему? Потому что у нас аукционы, и предложивший минимальную цену победит. И это не вина поставщика, а прямая вина законодательства. Хвала некоторым коммерческим заказчикам или по 223-ФЗ, которые понимают стоимость ошибки, и не бездумно выставляют электронный аукцион, а тестируют, например, материалы в процессе закупки или требуют прохождения испытаний и получения сертификатов до поставки. В рамках 44-ФЗ это невозможно, а приемку будет осуществлять не технический специалист, да и не всё можно на вид отличить. Информационная асимметрия будет всегда, невозможно закупщику знать всё о своей номенклатуре больше, нежели те, кто её изготавливают или перепродают.
Другие исследователи так же аргументировано отмечают, что реформа КТРУ – это обязательное и неизбежное требование к дальнейшей цифровизации закупок.
Недоразвитый КТРУ является физическим препятствием для полноценного цифрового контракта. КТРУ рассматривается одновременно и как элемент цифровых контрактов, и как инструмент обеспечения качества закупаемой продукции.
«Существующая версия КТРУ требует серьезной доработки с тем, чтобы упростить задачу описания объекта закупки (особенно для начинающих специалистов заказчиков) и снизить асимметрию информации в отношении качества закупаемой продукции» (Виталий Байрашев, научная статья «Каталогизация объектов закупки как основное условие перехода к цифровым государственным контрактам).
По мнению эксперта, использование заказчиком КТРУ без добавления собственных дополнительных характеристик, как правило, не позволяет решить задачу описания объекта закупки таким образом, чтобы заказчик мог получить продукцию, отвечающую его потребностям.
Глубокая стандартизация требований к описанию товаров, работ, услуг упростит процедуру закупок и позволит избежать двух крайностей.
1) С одной стороны, исключит возможность внесения в ТЗ избыточных требований. Всем хорошо известное явление как «написание ТЗ под своего поставщика». Это нарушение стало возможным из-за ничем не ограниченного права заказчика устанавливать бесконечное количество требований, а также из-за отсутствия качественного типового описания объекта закупки, которое можно просто взять из каталога.
Это буквально напрашивается в отношении закупок готовой (*не инновационной) продукции, контракт на поставку которой не требует никаких субподрядных манипуляций. (Канцтовары, расходные материалы). Яркий пример – требования к канцелярской бумаге: все, вплоть до ее химического состава и метода нанесения покрытия на упаковку, требований к белизне и плотности можно прописать в КТРУ. Совершенно ни к чему нагружать этой работой заказчика.
В свою очередь, при закупках сложной продукции, требующей организации дискретного производства, лишний функционал в виде доптребований дает заказчику лишние рычаги рыночной власти. Чаще всего, чтобы ограничить допуск к закупке «посторонних» конкурентов и оставить «своих».
2) КТРУ должен давать заказчику легальную возможность выбрать продукцию определенного уровня сложности и качества с учетом всех дальнейших эксплуатационных расходов (которые, как известно, могут в разы превышать начальную максимальную цену). Сегодня эта диалектика никак не отражена в законодательстве о закупках. Причины неполной реализации потенциала КТРУ в госзакупках: недостаточное количество характеристик товаров по большинству позиций КТРУ.
Сложившийся подход к каталогизации неоправданно ограничивает заказчиков в возможностях выбора требуемых характеристик закупаемой продукции. Одна из сторон закупок, сильнее погруженная в рыночную конъюнктуру, имеет больше информации о сложившемся товарном рынке, чем другая сторона. Этот дисбаланс можно и нужно уравновесить при помощи данных КТРУ.
Есть популистское мнение, будто сокращение в обязательной части ТЗ признаков того или иного товара, запчасти, детали или комплектующей приведет к поставке продукции, которая не устраивает заказчика. С этим можно поспорить. Эти необходимые признаки товара никуда не исчезнут, они мигрируют в КТРУ. Тем самым данные о закупке станут еще более прозрачными, публичными и читаемыми. Десятки других производителей получат возможность им соответствовать, чтобы бороться за контракт. А следовательно, это пойдет на пользу конкуренции.
Еще интереснее тема согласования КТРУ с техническими требованиями (национальной системой стандартизации, сертификации и маркировки).
Здесь просто кладезь неисчерпаемых возможностей. По мере развития национальной системы стандартов (а мы надеемся, что оно произойдет) ее симбиоз с КТРУ будет приносить все больше спецэффектов для экономики.
Пока в РФ нет единой системы стандартизации, есть дефрагментированная и добровольная. Ее называют «смешанной», но, по существу это не так.
За исключением ограниченного круга узко-специализированных направлений, отсутствует обязательная часть этой системы, которая в США и других развитых странах называется mandatory standards. Это такая группа технических требований, за неисполнение которых можно либо уехать надолго, либо попасть на punitive damages, исчисляемые сотнями миллионов долларов. И эта группа обязательств не ограничивается отдельными отраслями, а действует как «ковровый» инструмент.
Сейчас по многим позициям КТРУ отсутствует актуальная информация о применимых технических регламентах и документах по стандартизации. Не обеспечена интеграция КТРУ с государственной информационной системой промышленности и актами нормирования, предусмотренными ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Сегодня КТРУ представляет собой постоянно развивающуюся и живую базу данных. Возможно, имеет смысл сохранить это свойство к саморазвитию системы, придав ему легальный формат.
Нормативно-правовое регулирование КТРУ, представленное Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 1453 претерпело за последние годы существенные изменения. При этом правоприменительная логика ПП 1453 подразумевает исключительное использование КТРУ для описания объекта закупки. Однако профессиональное сообщество просит определенной гибкости системы, для тех случаев, когда потребности заказчиков явно выходить за рамки КТРУ.
В таких исключительных случаях, можно было предоставить самим участникам закупок, корректировать данные Каталога по аналогии с тем, как это сделано в системе стандартизации. (*Разработчики могут предлагать свои стандарты для новых видов продукции).
Наконец, ситуация осложняется еще и отраслевыми требованиями к составу закупаемой продукции, которые нагромоздились поверх казначейских.
Так, в отношении медицинских товаров (наряду с КТРУ) есть необходимость применения дополнительных справочников (Единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов ЕСКЛП).
А в закупках радиоэлектронной продукции заказчикам запрещено устанавливать дополнительные характеристики сверх установленных в КТРУ.
Тут бы очень пригодилась эффективная практика из коммерческих закупок, чтобы КТРУ позволял подбирать товары, соответствующие выбранному заказчиком набору характеристик.
Справка
- Формирование и ведение КТРУ осуществляется Минфином России в электронном виде в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ. Использование КТРУ позволяет заказчикам единообразно указывать наименование закупаемых товаров, работ, услуг, их единицы измерения, а также описывать объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Заказчики обязаны применять всю информацию, включенную в позицию КТРУ, а в случае указания дополнительной информации включить в описание объекта закупки обоснование о необходимости ее применения. При этом ряд постановлений Правительства Российской Федерации устанавливает в отношении отдельных видов товаров запрет на использование в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет