Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Планирование и биржевой метод: лекарства от ложных цен в стройкомплексе

Планирование и биржевой метод: лекарства от ложных цен в стройкомплексе
Теги: #Строительство #Ценообразование

Доказано, что проблемы ценообразования в стройке объясняются не только инфляцией. Но и, например, низкими показателями конкуренции, а также рядом сугубо организационных факторов на стадии подготовки и проведения закупки.  

Неограниченная практика закупок у единственного поставщика привела к переформатированию региональных рынков и к их переделу под крупных исполнителей. Небольшие строительные компании, способные составить конкуренцию либо завершили свою деятельность, либо встроились в жесткие экосистемы субподрядных отношений, которые складываются вокруг единственных поставщиков в регионах, либо вокруг таких же генподрядных монополистов, работающих по 223-ФЗ.  Характерно, что значительная доля наиболее дорогостоящих объектов в субъектах РФ, как правило, находится на подряде у единственных поставщиков. Эта взаимосвязь, вероятно, является не случайной.

Казначейство России призвало присмотреться к этой особенности внутреннего рынка на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Являясь оператором ЕИС, ведомство обладает всей полнотой данных о делах стройкомплекса. Так, по данным Казначейства, если в 2021 году в неконкурентных закупок в отрасли было порядка 10% (что эквивалентно примерно 0,5 трлн. рублей), то в 2022 и 2023 году данная цифра выросла более чем в два раза (1,2/1,3 трлн рублей). Что сопоставимо, например, с совокупным годовым объемом закупок всех лекарств и медицинских изделий на всю страну.

Елена Беликова, руководитель управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства.

– Ключевой вопрос – ценообразование в строительстве. Все проблемы стройкомплекса: от так называемого «рисованного опыта» до доступа к контрактам завязаны на этой проблеме. Можно, и наверное нужно, продолжать развивать систему РИМ, осуществлять предпроектную экспертизу (обоснованности технического подхода), кто-то предлагает даже внедрять гибкие цены… Но ключевое требование – это корректная цена в начале пути. А чтобы она была таковой, информация о ценах должна быть из сделок. Это единственный способ получать адекватную стоимость товара, который затем используется в производственном процессе. Нужен биржевой источник информации о ценах. Мы являемся апологетом этой идеи.

Для строительной отрасли при формировании расчетов цены контракта выработан системный подход: обусловленный 841 приказом (с учетом индекса дефлятора и индексом прогнозной инфляции). Прежде торги проводились исключительно по размеру сметной стоимости, которая вышла из экспертизы.

Однако проблема заведомого занижения или оторванности цены контракта от реалий рынка все равно остается актуальной, что связано (в том числе, например) с низким качеством проектирования.

В частности, на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в качестве примера приводилась характерная ситуация для регионального госзаказа. Цена на условную школу, которая в действительности стоит полтора миллиарда, по формальным признакам занижается, и объект стоит 1 млрд. рублей. В дальнейшем это искажение тянет за себя воз дополнительных издержек (от внесения изменений в госпрограмму с доведением увеличенных лимитов, до проблем с окупаемостью субподрядчиков). С точки зрения проверяющих и контролирующих органов это выглядит критически. Государственный контролер подходит к анализу таких случаев с позиции презумпции вины заказчика. Его обвиняют в завышении стоимости. Проблема усугубляется, когда проектирование стройка и оснащение происходят в рамках одного контракта.

Возвращаясь к идеям биржевых индикаторов для достоверного определения цены, заметим, что некоторые участники рынка серьезно продвинулись вперед на данном направлении в порядке частной инициативы. Не дожидаясь, пока государство подготовит нормативную почву. А оно может ее (эту почву), вообще, не создать. Ведь закон о суверенных индикаторах цен был отложен Правительством «в долгий ящик». Тем не менее, работа идет, потому что она действительно нужна адекватному бизнесу. В частности, высокоразвитый сервис товарной биржи появился у специализированной электронной площадки ETPRF.RU. Охватывает преимущественно строительные материалы и  продовольствие. Характерно, что данные по товарным позициям на бирже ETPRF.RU имеют более глубокую детализацию, чем это принято в государственных каталогах.

Регистрируется и сам поставщик, и товар, который он намерен реализовывать. К своему товару для регистрации он прикладывает комплект документов (сертификат, декларация, данные о соответствии стандартам); затем товар проводится через торги. Условно говоря, если по федеральному каталогу может быть заявлена просто «арматура», то на бирже – это арматура с данными по конкретным учетным параметрам (длина, марка металла, диаметр и т. д. ). Иными словами – это не общие сведения о продукции, а детализированная информация, которую можно бесшовно применить в смете или в комплектовочной ведомости. Либо наоборот, взяв из ведомости, направить в поиск. Доставка в принудительном порядке включается в цену, которую выставляет поставщик, чтобы свести к минимуму махинации с демпингом. Для заказчика реализована возможность закупать материалы в соответствии с графиком по смете. На практике, это избавляет от производственных издержек и человеческих факторов в виде «нерациональных прорабов».

Есть устойчивое профессиональное мнение, что проблемы ценообразования следует начинать решать на стадии подготовка и исполнения государственных муниципальных контрактов. С недавних пор (с 2023 года) есть требование правительства использовать типовые условия контрактов (ПП 1066, ПП 572). Типовая документация призвана помочь заказчику минимизировать трудозатраты и избежать ошибок.

Вышеупомянутые методы умного ценообразования касаются самого процесса и алгоритма. Однако проблема еще глубже и лежит на уровне планирования.

Средством добиться достоверных цен является развитие института строительной экспертизы. Тема настолько интересная и глубокая, что она станет частью деловой программы саммита БРИКС, который Российская Федерация принимает в Казани 22-24 октября на правах председателя партнерства. Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин наделяет органы экспертизы ролью своеобразных инжиниринговых центров, «которые вместе с каждым объектом отрабатывают разные варианты развития отрасли в целом».

На недавно прошедшей в сентябре международной конференции по строительной экспертизе, о ее роли в ценообразовании высказался руководитель Учебного центра Главгосэкспертизы России Александр Шалаев:

– Мы видим системные потери денег и времени из-за некачественных проектов, а если у крупных заказчиков их сотни и тысячи в год, то потери еще более значительные. Второе – это сорванные программы развития на уровне самих регионов и бизнеса, что влечет за собой различные негативные последствия. Вместе с тем есть показательная статистика, что 1 минута, потраченная на планирование проекта, экономит от 4 и более минут, связанных с его исполнением и эффективностью.

Автор: Андрей Троянский

17 сентября 2024, 11:07
365
Теги: #Строительство #Ценообразование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.