Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Параллельный импорт должен стать избирательным

О тонкой настройке импортных фильтров, стандартизации, протекционизме
Параллельный импорт должен стать избирательным
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение #Стандартизация

Нужна система сдержек/противовесов, которая, с одной стороны, позволит насыщать Россию дефицитной продукцией, а с другой – сдерживать доминирование зарубежных поставщиков в тех сегментах, где паритет по технологиям уже достигнут.

Владимир Гутенев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле:

– Параллельный импорт развивается успешно, несмотря на те препоны, которые пытаются выставить наши оппоненты. Они пытаются разрушить логистические цепочки и цепочки финансовых транзакций, которые наш бизнес очень творчески строит и модернизирует. Специальная военная операция поставила нас в новые реалии. Поэтому чтобы сохранить и ассортимент, и цены, – по ряду позиций цены на этапе старта параллельного импорта даже уменьшились. Мы дали возможность российскому бизнесу осуществлять этот импорт. Результаты превзошли все ожидания. Как следствие, в сентябре 2022 года было принято решение продлить программу параллельного импорта и на следующий 2023 год, расширив номенклатуру. Думаю, что в сентябре-октябре мы вернемся к этому вопросу. И, как минимум, на 2024 год продлим программу.

Есть очень тонкий дискуссионный вопрос, но я абсолютно уверен, что мы с коллегами из Минпромторга найдем по нему оптимальное решение. Каким образом стимулировать и давать преференции отечественным производителям, которые осваивают схожую (а в некоторых случаях) производят даже лучшую продукцию по своим потребительским качествам? Но пока они не имеют таких раскрученных брендов.

По словам Владимира Гутенева, сейчас диалог идет по двум трекам.

Первый путь – как только появляется достойный отечественный производитель, то группы товаров поставленные им на конвейер, исключать из списка номенклатуры, разрешенной к параллельному импорту. Такая точка зрения имеет право на жизнь. На самом старте, когда норма о легализации параллельного импорта только готовилась к принятию, о возможности именно такого сценария говорил вице-премьер Денис Мантуров.

Второй путь – на начальном этапе не запрещать полностью параллельный импорт по группам товаров, в тех сегментах, где российские производители способны уверенно конкурировать с иностранными поставщиками. А просто облагать импортный товар более высокой пошлиной.

Важность второго пункта раскрывается во всей полноте, если учесть подавляющую экспансию товаров от дружественных производителей. Российский рынок активно занимают поставщики из КНР. При этом они никак не ограничены в своих аппетитах, а их производственные, инвестиционные и сервисные возможности на порядок превосходят возможности начинающих российских компаний. Рядом с ними отечественный производитель находится в неравных конкурентных условиях.

Проблема актуальна для всех отраслей, где российские компании только-только начали занимать освободившиеся ниши. Наиболее ярко эта ситуация проявилась на рынке спецтехники. В августе ассоциация национальных машиностроительных компаний «Росспецмаш» заявила об опасном и бесконтрольном доминировании китайской продукции на внутреннем рынке.

В первом полугодии импорт спецтехники вырос на 76%! Такой показатель обеспечила дешевая китайская техника, хотя в стране достаточно своих заводов, производящих продукцию вполне паритетную по качеству и себестоимости. По некоторым позициям комплектующих и оборудования в первом полугодии 2023 года азиатские закупки выросли сразу в несколько раз, а общая стоимость удвоилась с 15,1 миллиарда долларов до 31,5 миллиарда. Об этом рассказало издание Forbes со ссылкой на источники КНР.

Еще более ощутимым является доминирование КНР в российском автопроме. Хотя здесь российским поставщикам «крыть» потребности пока что нечем. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июле самой продаваемой маркой автомобилей в России стала Lada, а далее шесть мест заняли китайские бренды – Chery, Geely, Haval, Changan, OMODA и EXEED.

Импортные фильтры: почему они нужны?

Регулирование, которое предлагает Комитет по промышленности и торговле – это не только про параллельный импорт, а про фильтрацию импорта в целом.

Важно понимать, что на начальном этапе отечественная продукция может уступать своим аналогам в обслуживании, в надежности, ремонтопригодности, долговечности. Это нормально. Все экономики в догоняющей фазе это проходили и проходят, отдавая приоритет гарантированного внутреннего спроса собственным производителям при помощи заградительных норм, даже несмотря на временное отставание в качестве. Наиболее ярким примером является корейский и китайский автопром, китайское приборостроение, легкая промышленность, металлургия. Их продукция отнюдь не всегда отличалась надежностью. Качество наращивается вместе с объемами производства и сбыта. Качество –  это производная от серийности выпуска и обслуживания. Чтобы они были – нужен гарантированный спрос.

Заградительные барьеры не обязательно выглядят как прямой протекционизм, и запреты в закупках.

Есть более тонкие и сложные методы управления рынком. Например, при помощи высокоразвитой централизованной системы промышленных стандартов. Опыт других развитых экономик (КНР, США) показывает, что у такой системы может быть два контура: обязательный и добровольный. Часть промышленных требований, выдвигаемых государством, при такой политике является обязательной для исполнения всеми производителями и поставщиками, работающими на внутреннем рынке. Компании, находящиеся в национальной юрисдикции, обязаны их выполнять под страхом административной и финансовой ответственности. За уклонение от госта – уголовное дело либо многомиллионный штраф (как в США). Другая часть стандартов – является гибкой – их вправе предлагать и регистрировать сами разработчики, (полезно для внедрения новой наукоемкой продукции и технологий). Стандартизация – это тоже «часть хитрого плана» по допуску /не допуску зарубежных конкурентов «на внутренний двор».

К сожалению, Российская Федерация не обладает централизованной системой технических требований.

Существует только ее добровольная (вариативная) часть, но нет обязательной. Законом не предусмотрены административные меры воздействия на госкорпорации и бизнес за несоблюдение стандартов. Промышленное туловище шевелится и пытается что-то делать без головы. Поручение выстроить такую централизованную систему давалось еще три года назад по итогам Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Юрием Борисовым, тогда еще в должности зампредседателя Правительства РФ. По неизвестным причинам – эта задача до сих пор не выполнена. Поэтому с регулированием внутреннего рынка и тонким протекционизмом в России огромные проблемы. Впрочем, как и с воздействием на качество промышленной продукции отечественных компаний и корпораций.

У правительства элементарно нет механизмов требования и механизмов взыскания. Поэтому, когда отечественные заказчики жалуются на качество отечественной спецтехники, автомобилей, инструментов, материалов и т.д. , они жалуются в никуда. Замеры внутреннего рынка показывают, что многие потребители готовы закупать и использовать российское, при условии, что оно не будет уступать привычным импортным аналогам.

Поделимся характерным примером от представителя строительной отрасли. Интенсивно развивающая российская компания обладает крупным парком спецтехники, задействованным на строительстве магистрали М-12. Прежде специализировалась на лизинге спецтехники и оборудования. По словам Валерия Фролова, директора компании “Строймеханизация”,  партия из свежеприобретенных новых российских грузовиков известного бренда, уже через месяц эксплуатации нуждалась в текущем ремонте с заменой некоторых систем, а также с их доводкой до ума. Хотя аналогичная импортная продукция (даже бывшая в употреблении), таких непредвиденных затрат эксплуатантам как правило, не создает.

Внимание вопрос: что должно произойти, чтобы российский производитель озаботился качеством сборки и задействовал приемку по примеру оборонной отрасли? Ведь та же самая продукция, того же известного российского бренда, поставляемая по линии ВПК, в дополнительных ремонтах не нуждается…

Секрет в том, что никакая рыночная конкуренция не является достаточным мотиватором для индустриального бизнеса, в борьбе за настройки качества.

Доводка промышленного изделия «до кондиции», его «шлифовка» под запросы потребителя/государственного заказчика во всех(!) прогрессивных экономиках достигается только принудительным административным путем: через выставление заведомо завышенных промышленных требований к продукции. В противном случае, производитель будет стремиться сокращать свои издержки за счет экономии: на составе, сервисе, качестве сборки…  Винить его за это не приходится. Это естественная, инстинктивная особенность любого бизнеса. Проблема одинаково актуальна и для госплана, и для свободного рынка.  У нее есть проверенное решение.

Автор: Андрей Троянский

22 августа 2023, 18:28
512
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение #Стандартизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.