Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

От обороны к индустриализации – синергия военпрома и гражданских ресурсов экономики

Подготовлен пакет поправок в закупочное законодательство на стыке контрактной системы, корпоративных закупок и ГОЗ
От обороны к индустриализации – синергия военпрома и гражданских ресурсов экономики
Теги: #ГОЗ #Гособоронзаказ #диверсификация #Импортозамещение

Недавно Комитет Госдумы РФ по обороне внес на рассмотрение законопроект о единых спецсчетах для компаний-исполнителей гособоронзаказа.

Ноу-хау состоит в том, что этот счет можно будет использовать для расчетов по всем госконтрактам (включая гражданские).

Сейчас счета открываются по каждому конкретному контракту, и финансовые средства на счете разрешается расходовать только на его исполнение. Это является проблемой для оборонных компаний, поскольку лишает их возможности оперировать весьма скромными финансовыми ресурсами. В ГОЗ применяется суровое нормирование и госплан, поэтому оборотных средств у предприятий практически не остается. В этой связи их горизонт участия в гражданских проектах является очень узким. Не остается пространства для финансового маневра. Любая, даже незначительная промышленная кооперация требует перестройки производственной цепочки, дополнительных кадров, оборудования. А на это нужны оборотные деньги.

Коммерческая банковская система таких кредитов не дает, либо предоставляет их под двузначные проценты. Поэтому рассчитывать на нее бессмысленно. Правительство начало выстраивать жизнеспособную систему финансового обеспечения диверсификации за пределами банковского контура.

Единый счет, предлагаемый в законопроекте, позволит рационально перераспределять временно свободные средства на исполнение контрактов с учетом текущих приоритетов. Это должно положительно сказаться на сроках изготовления продукции военного назначения.

Также наличие единого счета упростит создание кооперационных цепочек между предприятиями ОПК и средним промышленным бизнесом. На такие проекты уже давно нацеливают оборонку.

Существует чисто технические препятствия, связанные с механизмами финансирования и разграничения интеллектуальной собственности, секретностью технологий, – которые мешают продуктивной синергии ОПК с гражданской промышленностью и бизнесом. У оборонного комплекса огромный научно-технологический потенциал, но применить его на практике сложно из-за этих барьеров. Наконец-то их начали устранять.

Работа ведется в рамках исполнения поручений спикера Государственной Думы Вячеслава Володина об усовершенствовании механизмов закупок и поддержки оборонно-промышленного комплекса.

Владимир Гутенев, Председатель комитета Государственной Думы по промышленности и торговле:

–  Законодательные инициативы позволят снизить зарегулированность оборонно-промышленных предприятий, обеспечить их бесперебойную работу для оперативного и полноценного удовлетворения потребностей наших вооруженных сил для решения задач СВО.

Спикер парламента Вячеслав Володин сообщил, что подготовленные депутатами поправки в законодательство о закупках «позволят военно-промышленному комплексу работать эффективно практически в круглосуточном режиме».

Единые расчетные счета – это только часть большой стратегии, продуманной Комитетом ГД по промышленности и торговле. Сразу оговоримся, что новая политика, в первую очередь, направлена на включение гражданской промышленности в нужды оборонного сектора. Не случайно соответствующие расширенные полномочия были даны губернаторам. Однако при ближайшем рассмотрении заметно, что стратегия может работать и в обратную сторону – то есть от оборонки к задачам мирной промышленности. Диверсификацию никто не отменял. Госдума разработала «обоюдоострый» блок поправок.

Всего предусматривается внесение четырех законодательных инициатив из целого пула проектов законов, подготовленных по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ.

  • Предоставление права на использование единого расчетного счета предприятиям, выполняющим гособоронзаказ для рационального использования денежных средств;
  • передача предприятиям ОПК – исполнителям ГОЗ активов предприятий, находящихся в стадии конкурсного производства или в процедуре банкротства для предотвращения остановки производственного цикла;
  • установление оплаты труда в организациях ОПК, которые выпускают продукцию по ГОЗ, минимум на 10% выше средней по регионам их присутствия;
  • наделение Минпромторга правом осуществлять централизованные поставки промышленной продукции отечественного производства в рамках госзакупок.

– Последняя инициатива позволит обеспечить гарантированными многолетними заказами российские предприятия и более рачительно использовать бюджетные средства за счет осуществления закупок по лучшим ценам, – комментирует Владимир Гутенев.

Очевидно, что имеются в виду не только долгосрочные контракты с предприятиями по 223-ФЗ и 44-ФЗ на десять и более лет, о которых в последнее время много говорят в законодательном блоке. Подразумевается и принципиально новые системные закупочные инструменты ценовой поддержки. Это действительно прорывные механизмы государственного планирования, которых прежде не было в закупках. О фиксированных ценах в офсетных контрактах достаточно хорошо известно профессиональному сообществу – поскольку это популярный механизм, на который возлагаются большие надежды. Но существуют и другие сверхпродуктивные форматы умной ценовой политики.

Впервые их начали применять в авиапроме. Это механизмы субсидирования спроса. За счет средств ФНБ: государство субсидирует закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний.

– В связи с тем, что первые серийные машины всегда дороже, на первоначальном этапе разница между поставочной ценой и фактической себестоимостью будет компенсироваться из бюджета, – поясняет вице-премьер Денис Мантуров.

Этот механизм заслуживает масштабирования на другие наукоемкие отрасли. А его применение на стыке гражданской промышленности и  ОПК – абсолютная насущная необходимость. Поскольку оборонные предприятия зачастую работают с нулевой и даже отрицательной рентабельностью в силу устройства самой системы ценообразования в ГОЗ. Себестоимость производственных процессов в гособоронзаказе и в рыночной среде разная: несопоставимые подходы к стоимости часа работы оборудования, кадров, приемки и оценки качества. Поэтому главным контраргументом симбиоза гражданской и оборонной промышленности остается именно вопрос себестоимости, а расхожим выражением о перспективах диверсификации ОПК – что это как микроскопом гвозди забивать.

Грубо говоря, субсидирование спроса – это и есть лучший способ компенсации работы микроскопа. Это инструмент амортизации разницы бухгалтерских и организационных подходов в оборонке и гражданском секторе. Нормирование затрат и их субсидирование прекрасно дополняют друг друга. Субсидировать можно не только спрос, но и (адресно) наиболее энергоемкие  участки производства, например научные разработки.

Виктор Шарохин, начальник Департамента 335 ПАО «Газпром» (на форуме «Армия-2022) отметил, что для успешной работы предприятий ОПК в наукоемких гражданских проектах  необходимо компенсировать затраты на НИОКР за счет их субсидирования, субсидировать проведения внутренних НИОКР. Кроме того, он считает полезным инструментом долгосрочные контракты, поскольку они позволяют вести разработки, зная реальное состояние рынка.

Важнейший термин – руководство к действию, прозвучавший на Армии-2022, это «консолидировать спрос». Именно консолидация спроса делает работу военной промышленности над гражданскими проектами целесообразной и окупаемой. Но заниматься этой информационно-принудительной работой может только государство, или, как минимум, промышленный консорциум. Что мы понимаем под консолидацией спроса? Прежде всего, это сбор технических данных о продукции, которая является потенциально востребованной промышленными заказчиками в гражданской сфере.

А такими заказчиками выступают госкомпании, корпорации и естественные монополии. Плюс незначительная прослойка среднего промышленного бизнеса, которая практически не делает погоды на рынке. Каждая из корпораций – это закрытая экосистема, она не держит свои наукоемкие потребности в публичном поле и имеет патологическую склонность к использованию импортного оборудования и технологий. Организовать в этих условиях консолидированный спрос – довольно трудно.

Не все корпорации уклоняются от сотрудничества с оборонкой по линии импортозамещения. Есть те, кто последовательно стремится внедрять российские технологические решения и регулярно публикует список своих технических потребностей для их замены российскими аналогами. Такую последовательную политику проводит ПАО «Россети». Но и в таком случае возникают препятствия.

Мешает отсутствие решений  по вопросам финансовой ответственности в части указания гарантийных обязательств компаний по коэффициенту надежности оборудования и по стоимости владения, которая не должна превышать аналогичных зарубежных предложений. Также должна быть финансовая гарантия, покрывающая простой в течение срока ремонта. Ничего этого в сфере оборонно-гражданского промышленно синтеза нет. Новый пакет поправок, подготовленных Госдумой, даст правовые основания для решения этих назревших вопросов.

Григорий Гладковский, заместитель директора Департамента технической политики (ПАО «РОССЕТИ»):

– Есть директива, согласно которой можно закупать уникальное оборудование, производимое предприятиями ОПК, входящими в перечень Минпроторга, есть также постановление от 01.04.2022 г. о том, как этот перечень наполняется, но сейчас там ни одного предприятия ОПК нет.

Со своей стороны Минпромторг предпринимает попытки организовать консолидированный спрос и сбор технических параметров критически нужной продукции. Но, похоже, без рамочной реформы 223-ФЗ, с четким обозначением приоритетов национального режима и импортозамещения – это гиблый номер. С одной стороны, от предприятий ОПК поступает четкий сигнал: «Скажите нам, что вы у нас это купите, и мы организуемся». С другой стороны, большинство корпоративных заказчиков не горит желанием: а) сказать, что именно им нужно; б) заказывать то, что им нужно в России.

Надеемся, что реформа на стыке ГОЗ и гражданской промышленности, которую затеяли в Госдуме, дойдет до разрешения этих проблем. Российская экономика доросла до инструментов нормирования –  они могут дать мощнейший импульс индустриализации страны.

Автор: Андрей Троянский

28 октября 2022, 15:31
436
Теги: #ГОЗ #Гособоронзаказ #диверсификация #Импортозамещение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.