С 1 января 2025 года вступает в силу обновленная версия ГИС ЕИС ЗАКУПКИ 15. В ней запрограммирован ряд технических новшеств, которые носят структурно-идеологический характер для всей национальной системы закупок.
Всего три глубинных истории, которые меняют и процедурную часть закупок и административно хозяйственный подход в ряде экономических процессов страны:
- Перевод в электронный вид договоров с единственным поставщиком.
- Фиксации в ЕИС дополнительных соглашений.
- Унификация требований национального режима для 223-ФЗ.
- По результатам конкурентных закупочных процедур (открытых и закрытых) все контракты уже переведены в структурированный электронный формат. В то время как контракты с едпоставщиком все это время оставались неоцифрованной отраслью. Со следующего года их заключение в обязательном порядке должно будет осуществляться в электронной структурированной форме через ЕИС.
Методологически различают два вида контрактов с едпоставщиком: а) на прямых основаниях и б) по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры.
Заключение электронного структурированного контракта с едпоставщиком на прямых основаниях станет обязательным с 1 апреля 2025 года по ряду оснований (перечисленных в законе).
Также законодатель предусмотрел возможность заключения контрактов с едпоставщиком по результатам несостоявшейся конкурентной закупки (0 заявок). Такое право предусмотрено с 1 января 2025 года. А обязанность заключения таких договоров в электронной структурированной форме наступит с 1 июля 2025 года.
- Ст.93 ч.1 44-ФЗ предусматривает более 60 обоснований для контрактов с единственным поставщиком. Например, закупки коммунальных услуг, закупки у субъектов естественных монополий, в случае ЧС, в случаях, связанных с обороной и безопасностью, в случаях, связанных с необходимостью обеспечить нужды в конкретном лекарственном препарате по решению врачебной комиссии и т.д.
В денежном и количественном выражении такие закупки занимают значительный объем национальной экономики. Чтобы обеспечить мобильность заключения таких контрактов, а также их мобильность, прозрачность и гарантированную легитимность, Казначейство переводит их в электронный структурированный вид, оснастив всю процедуру необходимым нормативным и техническим функционалом. Контракт подписывается электронными подписями в ЕИС двумя сторонами, с этого момента становится юридически значимым документом. ЕИС позволяет однозначно идентифицировать полномочия всех лиц (даже если используются машиночитаемые доверенности). Это исключает любые разночтения или нарушения, обусловленные человеческим фактором.
Преимущества заключения контракта с едпоставщиком через ЕИС: полный уход от бумажного документооборота, транзакционных издержек (когда контракт заключается через определенный временной лаг, обусловленный длительной передачей бумажных документов). Электронное актирование и претензионная переписка. Еще один бонус – цифровая приемка и возможность автоматизировать процесс оплаты.
Обе стороны: и заказчик, и единственный поставщик будут работать в личных кабинетах ЕИС. Для заказчика это привычный интерфейс с дополнительными окнами и подсказками. Для единственного поставщика создан новый функционал.
И заказчик, и поставщик могут отказаться от заключения контракта. Если такое происходит в рамках конкурентной закупки, то поставщик попадает в РНП. В структурированном контракте с едпоставщиком такого не происходит.Количество протоколов разногласий неограниченно.
- Пилотный проект по заключению контрактов с едпоставщиком в электронной структурированной форме запущен с 1 июля 2024 года на текущую дату в этом формате заключено 1,8 тыс контрактов на сумму более 2 млрд рублей.
- Оцифровка дополнительных соглашений в рамках ЕИС переходит в тотальный обязательный режим с 1.04.2025. Под новые требования подпадают соглашения об изменении контракта, равно как и соглашения о расторжении. Внесение изменений в условия структурированного электронного контракта, выстроено на интуитивном интерфейсе при помощи допусков и подсказок. После внесения изменений система помогает сформировать файл соглашения об изменении контракта интегрированный с Реестром контрактов. Большинство заказчиков с нетерпением ждет этот функционал, поскольку он существенно упростит жизнь и работу.
Любое дополнительное соглашение автоматически будет проходить проверку на контроль целевого расходования средств (ч.6 ст.99 44-ФЗ).
- С 1 октября 2024 года вступили в силу поправки об унификации национального режима (318-ФЗ). Обязательно к применению с 1 января 2025 года.
Типовые положения о закупках корпоративные заказчики должны были привести в соответствие с новыми требованиям законодательства, утвердить и разместить в ЕИС до 1 декабря 2024 года. А положения о закупках – опубликовать в ЕИС до 1 января 2025 года.
Теперь на закупки иностранных товаров, работ, услуг Правительство может устанавливать: запреты, ограничения, (в т.ч. минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения. А также устанавливать преимущества в отношении товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами.
Кроме того Правительство РФ в праве определять информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей 223-ФЗ.
Также заказчики по 223-ФЗ обязаны размещать годовой отчет об объеме закупок ТРУ отечественного происхождения в ЕИС (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом). Настоящая интрига связана с содержанием это отчета. Как поясняют в Федеральном Казначействе, отчет формируется путем обработки информации, содержащейся в реестре договоров ЕИС, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, данные о которых не подлежат размещению в ЕИС. (*ч.8 ст.3.1-4 Закона 223-ФЗ предусматривает такое исключительное право не размещать отчет в ЕИС для случаев одобренных Правительством РФ).
- Первый в истории отчет по новой форме – за 2025 год заказчики должны будут разместить в ЕИС до 01.02.2026
В обновленной версией ГИС ЕИС ЗАКУПКИ 15.0 технически предусмотрены средства установки преимуществ в отношении товаров российского происхождения, а также запретов и ограничений в отношении импорта.
Информация о преимуществах указывается на вкладке «Формирование лота» путем установки соответствующего признака.
Информация о запрете и ограничении указывается там же, при добавлении позиции ТРУ в таблицу путем установки признака в поле «Вид требований».
Также в системе предусмотрен обходной маневр (указание обстоятельств для допуска импортной продукции, и не применения запретов с ограничениями). Для исключительных случаев, когда без запрещенной продукции не обойтись. Для этого предусмотрены обязательные для заполнения поля «Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения», а также текстовое поле «Дополнительная информация».
Комментариев пока нет