Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Лизинг как форма инвестиций в эпоху жесткого рынка

В Торгово-промышленной палате РФ предложили воспринимать лизинг как отдельную отрасль финансовой политики
Лизинг как форма инвестиций в эпоху жесткого рынка
Теги: #Лизинг

Несмотря на заморозку российской экономики лизинг рассматривается как одно из ее лекарств. прежде всего как инструмент адресных инвестиций. Эта идея стала лейтмотивом II Всероссийской конференции ««Лизинг зовет 2025!», организованной ТПП РФ. Несмотря на жесткие условия кредитно-денежной политики, которые делают затруднительной любую инвестиционную активность в принципе, лизинговая отрасль все равно показывает жизнеспособность.

Так, по итогам 2024 года объем нового бизнеса относительно ВВП страны составил 1,7%. По итогам первого полугодия 2025 года результат скромнее, что объясняется резким удорожанием стоимости ресурсов для лизинговых компаний, что сказалось на конечной стоимости для клиентов. При том, что среднее значение ключевой ставки по первому полугодию 2024 составляло 16%, а во втором полугодии текущего года – уже 21%.

Динамика ключевых показателей лизинговой отрасли:

  • Доля инвестиций с применением лизинга за последние 7 лет демонстрирует стабильный уровень и прибавляет по 6,5% – 8% от общего объема инвестиций в основной капитал. Объем нового бизнеса на фоне ключевой ставки в первом полугодии 2025 года составил 813 млрд рублей. То есть, даже в таких сложных условиях сделки продолжают заключаться. Лизинговый портфель к концу первого полугодия 2025 года относительно аналогичного периода 2024 г. вырос на 13% и достиг 13,3 млрд рублей (не смотря на снижение объемов нового бизнеса).

По мере смягчения ДКП, которое недавно анонсировал Центральный Банк, ожидается постепенное оживление инвестиционной активности. Обновление автомобильных парков компаний, спецтехники это процесс, который можно поставить на паузу, но от которого невозможно отказаться. В том числе за счет государственных мер поддержки. В любом случае будут требоваться поставки транспорта и оборудования в реализацию крупнейших инфраструктурных проектов страны: таких, как строительство ВСМ «Москва-Санкт-Петербург». Продолжится реализация программ высокотеха и капиталоемких отраслей за деньги государства.

Максим Бурдуков, заместитель директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ:

– Уже сейчас формируется отложенный спрос на инвестиции. Это, как нам кажется, создает хороший задел для роста лизингового бизнеса в цикле смягчения ДКП. Задачи по обеспечению технологического суверенитета, выстраиванию новых логистических маршрутов, модернизации производств создают запрос на обширные капитальные вложения. Одним из базовых инструментов, обеспечивающих этот запрос (вопреки всем вызовам, включая рост ставки и инфляции, санкций) является лизинг.

По словам эксперта, возможно сейчас не самое удобное время для наращивания инвестиций. Этот временной лаг можно использовать для донастройки внутренних процессов: повышения операционной эффективности, развития ИТ-инфраструктуры, работы с текущими активами. Все это создание заделов для удовлетворения отложенного спроса.

Со своей стороны правительство продолжает работать над развитием инструментов лизинга.

В ноябре прошлого года на кредиты лизинговым компаниям была распространена таксономия проектов технологического суверенитета. Что дает возможность банкам размещать капитал, вкладывая его в промышленные активы, отобранные государством. И стимулирует их охотнее входить в инвестиции лизинговых компаний в приоритетную отечественную продукцию

Для многих предпринимателей лизинг выступает приоритетным инструментом обновления производственных фондов. Поэтому Минэк поддерживает политику распространения на лизинговые компании существующих механизмов поддержки в форме льготного кредитования (при соблюдении целевого характера их использования).

– У нас в Правительстве идет длительная дискуссия по поводу того, кто все-таки главный у нас в стране за работу с лизингом? Есть инициатива оставить эти полномочия в компетенции Правительства РФ. У нас есть понимание некоего правого провала в части идентификации лизинга. Возможно, в закон о лизинге стоит внести некие точечные изменения, прописав, что финансовый лизинг – это вид инвестиционной деятельности в первую очередь, – заключил Максим Бурдуков.

Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике:

– К сожалению, термин «промышленный лизинг» практически не используются в государственной документации и законодательстве. Потому что лизинг не идентифицирован как полноценная отрасль. Считаем, что настало время это исправить. Большинство компаний сейчас проявляет интерес к модернизации именно через лизинг. Но без идентификации лизинга и включения его во все программы поддержки, будет сложно.

Противники представления о лизинге, как об отдельной отрасли, часто оправдывают свою позицию тем, что это, якобы, создаст неразбериху и умножит бюрократию, приведет к задвоению функций и без того запутанного рынка. На это есть железобетонный аргумент – рынок лизинга действительно стихийный – но он подотчетный и прозрачный, благодаря прозрачному распределению рисков на всех участников.

Сергей Клейменов, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России:

– Лизинг это та сфера, которая в промышленности формирует основной спрос. И большинство мер поддержки Минпрома направлено на предоставление льготного лизинга (сельхозтехника, робототехника, коммерческий транпорт и т.д. ). Мы понимаем, что в текущих макроэкономических условиях за падением спроса следует и спад производства. Но тем не менее, у нас самой востребованной формой (наряду с программами ФРП) остаются меры лизинговые. Поэтому мы твердо намерены развивать взаимодействия в этой отрасли. С ГТЛК по различным направлениям: это будут не только судостроение, авиация, но и другие промышленные специализации.

Сегодня обратную связь с бизнесом по вопросам лизинга обеспечивают два флагманских общественных объединения: «Лизинговый союз» и «Объединенная Лизинговая Ассоциация».

Рынок лизинга отличает высокая концентрация. Топ-10 компаний формируют либо госкорпорации, либо представители крупнейших банков. Что автоматически отсекает от участия в программах господдержки значительную часть лизингового бизнеса, в числе которого есть успешные компании от МСП. В ТПП настаивают на расширении доверенного круга. Иначе невозможно изменить подходы к субсидированию и господдержке.

При поддержке ТПП готовится ряд предложений в нормативное регулирование, которое позволит сделать механизмы лизинга более востребованными для инвесторов. Одна из таких инициатив касается включения лизинга в в программы реновации. Реализуемая государством программа промышленной ипотеки могла стать гораздо более популярной.

Например, если бы основанием для приобретения предмета лизинга у лизинговой компании был не только договор купли-продажи, но и договор подряда. С такой идеей вышел Лизинговый Союз.

Евгений Царев, председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «Лизинговый Союз»

– Необходимо развивать технологию комплексного лизинга. Под ним понимается совокупность и лизинга промышленной недвижимости и ее техническое оснащение. Чтобы снизить риски лизинговой компании, необходимо, чтобы право собственности на землю следовало с договором лизинга хотя бы на время действия договора. Потому что если глобально вкладываться в объект, подлежащий реновации, то, конечно, это большие риски. Без права собственности на землю они не оправданы. А значит необходимо вносить изменения и в Земельный кодекс.

Как считают в ТПП РФ проблема в том, что сегодня для промышленной ипотеки практически не осталось годных площадей. Из 600 млн квадратных метров промышленных площадей около 200 подлежат сносу. Доступные территории либо находятся в крайней степени запустения, либо не подходят функционально для производства. Банки не хотят обеспечивать инвестиции в развалины. Это можно исправить: если бы лизинговая компания осуществляла подряд на строительство объекта, который в последующем будет предоставлять в лизинг. Схема по аналогии с промышленной ипотекой, которую теоретически можно назвать «лизинговой ипотекой».

Автор: Андрей Троянский

30 октября 2025, 21:52
397
Теги: #Лизинг
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.