О технологической независимости можно судить по качеству промышленной кооперации. Если внутри страны есть механизмы объединения предприятий под реализацию производственных проектов, – значит есть основания для суверенитета. А когда таких проектов и легальных способов «собрать» производственную цепочку под конкретную цель нет – то нет никакого суверенитета.
В Российской Федерации промкооперация оформилась в осмысленную внутреннюю политику относительно недавно. Благодаря усилиям Минпромторга и Минэкономразвития в нашей стране начал активно развиваться кластерный механизм. Компаниям-производителям дали возможность объединяться в производственные комплексы под выполнение определенной научно-промышленной задачи. Такие комплексы называют «кластерами»: для них предусмотрены меры поддержки, льготный налоговый и финансовый режимы.
Кластеры легализованы – под них подведена нормативная база, предусмотрен специальный сюжет в законе о промышленной политике и в национальной стратегии развития промышленности. Кластеры обладают экстерриториальным принципом. В них могут объединяться предприятия из разных регионов страны. Как правило, это 10-15 компаний, действующих в одной технологической нише и нацеленных на изготовление конкретной продукции, востребованной для реализации национального проекта. Каждое предприятие, входящее в промышленный кластер, имеет возможность пользоваться мерами господдержки. О том, как их получить и как соответствовать критериям кластера, регулярно рассказывают в ходе семинаров Федеральной практики Минпромторга.
По этим признакам видно, что лед тронулся. Государство занялось постановкой и проектированием стратегических задач национального масштаба. Под их исполнение началась мобилизация производственного бизнеса.
На текущий момент в федеральный реестр кластеров, формируемый Минпромторгом России, включено 57 промышленных кластеров из 39 регионов. Принятые меры поддержки в совокупности с мерами по развитию промышленной ипотеки должны обеспечить к 2030 году реализацию востребованных проектов в объеме свыше 10 трлн руб. Причем уже в текущем году, по данным Минпромторга, ожидаемый размер инвестиций в рамках кластерного возрождения российской промышленности может составить порядка 2 трлн руб. Деятельность индустриальных кластеров регламентирована ФЗ №488 и ПП РФ №779.
Популярным продвижением новой государственной стратегии занимается АКИТ (Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России). По словам ее директора Михаила Лабудина, промкластеры являются одним из наиболее эффективных инструментов территориального развития страны:
«С 2023 запущен льготный режим, в котором пересмотрены требования к промышленным кластерам и расширены меры государственной поддержки, на который может рассчитывать бизнес. Кроме того, был уменьшен перечень документов необходимых для подтверждения соответствия требованиям вхождения в промкластер и процедура подачи заявки полностью переведена в цифровой вид».
Опорной сетью для строительства кластеров являются промышленные зоны разного калибра. На текущий момент в РФ функционирует более 110 технопарков, включая промышленные, агротехнопарки, экотехнопарки, технопарки в сфере электронной промышленности и технопарки в сфере высоких технологий. До кластерной политики все это разнообразие было хаотичным и полагалось на бессистемное развитие местных рынков и мотивацию голым рыночным спросом. Поэтому многие технопарки простаивали полупустыми. При всем желании, одной предпринимательской инициативой горы не свернуть. Создание механизма кластерной кооперации вдохнуло жизнь в новые цеха. Дело пошло. По всем субъектам РФ происходит сборка бизнеса и научных организаций вокруг производственных проектов, мотивированных государственным и корпоративным заказами.
Департамент региональной промышленной политики Минпромторга России, совместно с АНО ДПО «Институт экономики знаний» разработал методическую программу «PROКЛАСТЕРЫ» с целью формирования практических навыков выявления и реализации инвестиционных проектов по импортозамещению промышленной продукции. На днях подведены первые итоги этой программы. Состоялась защита проектов управленческих команд из 20 регионов страны.
Лучшим проектом признан «Промышленный нефтехимический кластер» Омской области, который включает в себя пять импортозамещающих проектов и десять промышленных предприятий. На втором месте проект легпрома – «Промышленный кластер Республики Дагестан «Город обувщиков». Третий – «Межрегиональный кластер радиоэлектронной промышленности «Бештау» Ростовской области. В проект вошли 10 предприятий, выявлено 3 импортозамещающих проекта.
У производственной кооперации несколько ключевых условий:
- Финансовая среда. При актуальной ключевой ставке ЦБ РФ должны продолжать функционировать механизмы льготного и небанковского кредитования предприятий. Через опорные банки (ПСБ, ГПБ, Новиком), институты развития (ВЭБ, Корпорация МСП, Фонд развития промышленности), небанковские бюджетные формы кредитования (Инфраструктурное меню, Единая региональная субсидия).
- Единая система обязательных технических требований – сертификация, стандартизация, контроль качества и единый институт экспертизы.
- Высокоразвитые системы учета и статистики: сбор актуальных данных о потребностях и возможностях отечественных предприятий и научных объединений в режиме онлайн.
Третье условие может быть выполнено через развитие государственной информационной системы промышленности (ГИСП), которым занимается Минпромторг. Без актуальных данных невозможно нормирование затрат и планирование инвестиций в долгосрочные проекты импортозамещения. Об этом доходчиво говорит президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Сергей Карпекин:
– С кооперацией сегодня живет весь мир, а мы вступаем в кооперацию только по необходимости, по остаточному принципу: не могу сделать сам – приходится кооперироваться. Нам надо посмотреть на кооперацию как на бизнес-модель.
Эта часть ГИСПа, (*которая позволяет быстро проанализировать компетенции, производителей и разработчиков, их сырьевую базу, производственные мощности и предложение), нуждается в развитии и совершенствовании. Такого рода информационные платформы создаются в разных отраслях в порядке частной инициативы. К примеру, площадка Северстали – Industrial.Market, платформа Фонда «Сколково» – RnD Market. И то и другое, по сути, является маркетплейсом, где можно заказать разработку НИОКР либо задачу по обратному инжинирингу.
Но востребованы не только локально прикладные базы данных, связанные с задачами маркетинга. Востребована глобальная аналитика по производству общенационального масштаба. Выкладки Росстата, к сожалению, этой задачи не решают: по ним невозможно нормировать затраты в конкретной отрасли. В начале XX века российскими учеными была разработана экономическая система межотраслевого баланса. В ее основу положен комплекс уравнений, по которым можно сделать очень точный прогноз развития дефицита или профицита по отдельным отраслям промышленности и экономики в целом, а также прогнозировать влияния на цену конкретного товара, окупаемость и производительность в различных отраслях. Система уравнений описывает две экономические модели – статическую (на конкретный момент) и динамическую (на определенный временной промежуток). Все страны ЕС и США используют этот экономический инструмент при определении финансовой и экономической политики своих стран. Да и санкции в отношении противников они просчитывают математически. К сожалению, в нашей стране этот анализ с 90-х годов не ведется, хотя система статистического учета страны все данные по отраслям собирает.
В Торгово-промышленной палате отмечают, что, к сожалению, передовая система межотраслевого баланса сегодня в России не используется. Кластерные механизмы применяются только для доведения финансовой поддержки. Но если на них применить методы научного прогнозирования, то эффект будет в разы более мощным: поскольку затронет и вопросы перетекания компетенций из проекта в проект, и статус НИОКР с присвоением результатов научной деятельности, и кадровую политику с системой образования. Есть, куда расти.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет