Союз закупщиков совместно с уполномоченными органами закупок регионов России подготовил перечень корректировок, которые помогут сделать государственный заказ удобнее и проще для всех сторон. Это блок из 12 конкретных предложений по правоприменению уже действующих норм закона, в контексте сугубо практической пользы и экономической эффективности.
Предложения по оптимизации 44-ФЗ были совместно разработаны членами Союза Закупщиков с учетом мнения хозяйствующих субъектов из разных регионов России. Это объективный голос профессионалов, которые непосредственно занимаются закупками.
- Важно, что в соответствии со стандартами Союза закупщиков, документ подготовлен в формате, максимально удобном для законодателя. Есть отсылки к действующим актам, для оперативного воплощения в жизнь.
Концепт консолидированных предложений по реформе 44-ФЗ был представлен на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в ходе специального экспертного совещания «Кодекс закупок или единые правила игры», организованного Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции, Союзом закупщиков, и «Академией Контрактных Отношений».
С презентацией выступил Алексей Зарубин, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края:
– Предложений, поступивших в Союз закупщиков, было очень много. Мы озвучили только те, которые были поддержаны большинством регионов. Подчеркну, что они не бесспорные, не со всем можно соглашаться. Как правильно заметил замминистра финансов Алексей Лавров, революции в закупках не предвидится. Закон показывает свою эффективность. Однако, это не значит, что законодательство не требует локальных корректировок. Наши предложения носят локальный характер. Это идеи по донастройке системы, которые призваны помочь заказчикам работать эффективнее, проще, быстрее.
1. В Нижегородской области предлагают сократить срок аккредитации на электронных площадках с пяти до трех рабочих дней.
Подоплека в том, что срок проведения небольшого аукциона укладывается в пять рабочих дней (от даты размещения закупки до даты окончания подачи заявок семь календарных дней). Нередки случаи, когда участники банально не успевают зарегистрироваться на той или иной площадке, чтобы принять участие. Мера позволит простимулировать рост среднего количества участников закупок. Это положительно скажется на конкуренции.
2. От Волгоградской области поступило предложение скорректировать логику признания опыта в контрактах с предквалификацией.
При проведении совместных торгов, в них стабильно участвует несколько заказчиков – и начальная максимальная цена (НМЦК) является единой. При этом, процедура подписания контракта подразумевает, что он подписывается с каждым заказчиком в отдельности. В дальнейшем это не позволяет использовать такие контракты в качестве подтверждения опыта.
– Когда мы говорим об участии в торгах с универсальной предквалификацией, то такой одиночный небольшой контракт уже не может являться подтверждением опыта с точки зрения закона, – пояснил Алексей Зарубин. – Есть предложение учитывать весь опыт, – то есть, сумму контрактов, заключенных по результатам совместных торгов из расчета на единый показатель НМЦК.
3. Предложение от Пермского края касается закрепления нового порядка авансирования контрактов в дорожном строительстве.
Представители отрасли настаивают на том, что им не удобно авансировать в целом работы по контракту. Есть устойчивое мнение, что правильнее устанавливать определенный аванс, привязывая его к конкретному этапу. Это актуально, например, для закупки материалов. Формально, в законодательстве есть норма, которая уже позволяет это сделать. Однако, на практике, у контролера может быть иное мнение. Что создает определенные неудобства, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов. Требуется последовательность и ясность правоприменения в данном вопросе.
4. Еще одно предложение от Волгоградской области касается правил доведения бюджетных лимитов.
– Технически несложная правка, но она сутевая, – пояснил Зарубин. – У нас закон позволяет уменьшить цену контракта в случае, если произошел секвестр (сокращение лимитов, доведенных до заказчика). Закон подразумевает такое право для государственных и муниципальных заказчиков (то есть органов власти и казенных учреждений). Предлагается эту норму распространить на всех заказчиков без исключения.
5. Предложение Нижегородской области, призвано «разгрузить» работу закупочных комиссий.
До 1 января 2022 года при участии в аукционах комиссия смотрела только итоговые пять заявок (за исключением закупок, ограниченных национальным режимом). Сейчас данная норма исключена, и комиссия вынуждена анализировать все поступающие заявки. Однако в масштабных закупках их бывает очень много, что создает непропорциональную и необоснованную нагрузку на квалифицированных специалистов. В этой связи, логично восстановить действие прежней нормы.
– В противном случае увеличивается и вероятность ошибки. И, на самом деле, это неудобно для участников, которых отклоняют три и более раз. Они могут потерять обеспечение, которое внесли, – пояснил Алексей Зарубин.
6. Предложение от Пермского края – актуализировать норму, которая действовала до 2022 года, и технически позволяла оперативно объявить закупку в случае не состоявшихся торгов.
Действующая редакция законодательства не ограничивает возможность повторного проведения торгов. Но при этом нужно снова проделывать все предусмотренные регламентом процедуры: заводить позицию в план-график, и так далее. Если закупка простая то, это не составляет особого труда, но если она совместная (с большим количеством заказчиков), то это превращается в проблему.
7. Не бесспорное предложение, но получившее поддержку со стороны многих региональных заказчиков – сохранить обязанность по определению и обоснованию цены контракта с единственным поставщиком только в отдельных случаях.
Как считают инициаторы предложения, это поможет ускорить осуществление закупок у едпоставщика в особых случаях (например, в условиях объективного отсутствия конкуренции).
8. Предложение по оптимизации и масштабированию практики офсетных контрактов, получило поддержку со стороны большого числа субъектов РФ.
– Число офсетных контрактов в России сравнительно небольшое, если учитывать срок действия данной нормы. Это значит, что что-то мешает их заключению, – прокомментировал Алексей Зарубин. – На примере Пермского края можем сказать, что потребность одного заказчика на территории региона не позволяет «сгенерировать» финансовый поток для того, чтобы мотивировать потенциального инвестора. Даже на фоне снижения инвестиционного порога до 100 млн. все равно нет заинтересованности. Мы проводим работу с нашим местным отраслевым органом и фиксируем такую проблему. Но если бы у нас была возможность проводить совместные «офсетные торги», то ситуация была бы другой. К примеру: мы хотим на территории Пермского края локализовать условное производство шприцов. Одна больница никогда не сгенерирует поток, чтобы инвестор пришел в такой проект. Но если собрать 90 медучреждений (у нас они представлены примерно в таком количестве), то они дадут необходимую рентабельность. На наш взгляд, это бы помогло простимулировать применение офсетных контрактов.
9. Нижегородская область предложила отказаться от лимита в закупках у единственного поставщика в случае, если реализуется офсетный контракт. Сейчас действует ограничение до 30%.
10. Со стороны Пермского края поступило предложение реформировать механизмы нормирования закупок в части единообразия и прозрачности соответствующих правил.
– С нормированием и с пониманием этой системы требований есть определенные сложности. Есть сложности с их реализацией. Проблема, на самом деле, глубинная. Насколько правильно регулировать вопросы нормирования именно в рамках законодательства о госзакупках? Есть точка зрения, это относится к компетенциям бюджетного процесса. Кроме того, необходимо понимать, что в России от Калининграда до Владивостока экономические условия разные. Мы не маленькая страна, где всех заказчиков можно подравнять.
По словам эксперта, разумно сохранить полномочия по нормированию в закупках для федеральных органов исполнительной власти за федеральным центром. А субъектам – раздать право нормирования для себя и подведомственных муниципальных образований. Таким образом повысится гибкость данного инструмента. Либо подумать о более широком раскрытии правовой парадигмы нормирования в бюджетном законодательстве.
11. Со стороны Новосибирской области поступило предложение освободить представителей СМП и СОНКО от платы за участие в торгах до 20 млн рублей на электронных площадках.
12. Предложение Пермского края: оптимизация механизма закупок лекарственных средств. Предлагается указывать характеристики не по позициям КТРУ, а по позициям справочника ЕСКЛП.