Одной из главных уязвимостей российской IT-отрасли является легкий путь оттока специалистов на зарубежные рынки. В моменте наблюдаются две тенденции – во-первых, отъезд на эмоциях, под впечатлением от тектонических перемен в экономике. Во-вторых, сильная зависимость от заработка в аутсорсинговых конторах. У последних при этом наблюдается резкое сокращение количества заказов.
Характерно, что практически все отечественные IT-компании отличаются значительной ориентированностью на экспорт. Общая сумма экспортных продаж наших разработчиков софта составляет порядка 44 млрд рублей. Парадокс в том, что российские аутсорсинговые компании, прежде работавшие на крупных заказчиков в недружественных странах, теперь установили условие, запрещающее нашим специалистам нахождение на территории РФ. Не только принуждение, деньги и неуверенность в завтрашнем дне заставляют квалифицированных сотрудников уезжать из России. Есть еще один мотив – ограничение доступа к зарубежным технологическим и программным ресурсам, на которых они изначально привыкли работать. Людей, выросших в иностранной программно-аппаратной среде, пугает перспектива жизни в непривычной экосистеме. Потенциально Россию могут покинуть 4 тысячи специалистов IT.
Однако храбрым достанутся свободные ниши: вместе с рисками перед отраслью открываются и новые возможности в государственном заказе, на освободившихся участках внутреннего рынка. Вот почему наклевывается и обратный процесс – возврат специалистов на большие государственные проекты в Россию. Свыше сотни зарубежных компаний и брендов покинули российский рынок.
Стандартизация технических заданий
Теперь первостепенная задача правительства – успеть достоверно вычислить потребности внутреннего рынка и правильно загрузить IT-конвейер посильными задачами. Для этого нужна четкая пошаговая стратегия с внятными и удобочитаемыми техническими заданиями для разработчиков, которые бы потом не пришлось переписывать.
Увы, с последним в РФ всегда было очень плохо. Несмотря на призывы здравомыслящих специалистов стандартизировать требования к написанию ТЗ в сфере информационных технологий, этого до сих пор сделано не было. IT – единственная в России отрасль, где не существует методик расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Даже в формально-примитивном виде.
На протяжение последних пяти лет профессиональным сообществом выдвигались разные модели нормирования государственных потребностей в IT. В прошлом году на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» с идеей стандартизации технических заданий выступил соответствующий отдел ФАС России. Однако это предложение было встречено в штыки. Дело в том, что в сытые времена открытых трансграничных рынков гипертрофированная и перегретая заказами IT-прослойка не желала терять государственный источник прибыли. Теперь выяснилось, что этот источник даже не был основным. Речь идет не только о разработчиках софта и смежных услуг, – но и заказчиках в многочисленных цифровых департаментах по всей стране. Этот слоеный IT-пирог от федерального до муниципального уровня жил в полном отрыве от реального производства.
Вычислять базовые потребности государства в программном обеспечении все равно придется, но теперь – в гораздо более жестких условиях. Придется стандартизировать типовые задания на создание софта, нормировать стоимость разработки, сервисных услуг. Придется стандартизировать обязанности и специализацию IT-инженеров по профилям, их трудовую нагрузку, и, возможно, даже стоимость человеко-часов.
Придется оторвать абстрактных айтишников от компьютерных игр и смузи-машин и пересадить их в инженерные дизайн-центры, где проектируется российская микроэлектроника и телеком-оборудование. Потому что оторванность российского железа от российского софта – это притча во языцех. Это еще одна болезнь, о которой умные люди безуспешно твердили на протяжение долгих лет. Программист – это продолжение инженера. В мобилизационной экономике он не может свободно кататься на своем стуле в творческом эфире. Такие оторванные от реального производства компании выгодны только иностранным вербовщикам, из них очень удобно выкачивать мозги под свои реальные промышленные проекты. При этом, конечно, желательно, чтобы у страны-донора таких промышленных проектов не было.
Отсюда такой чудовищный перекос в сторону иностранного аутсорсинга, о котором сейчас говорят в Правительстве РФ и Госдуме, как о чем-то вполне естественном. На самом деле, ничего нормального, ничего естественного, в такой ситуации нет. Это стыдно! Это показатель неспособности государства организовать загрузку собственных IT-кадров интересными и перспективными заказами в реальном, т.е. производящем секторе экономики и национальной торговле, градостроительстве, транспорте, инфраструктуре. Твоими мозгами демонстративно пользуются твои заклятые международные партнеры – глобальные конкуренты. Тут абсолютно нечем гордиться!
Из интеллектуальной колонии РФ, наконец, должна снова превратиться в самодостаточный инженерный центр, где программист будет подмастерьем инженера. А не наоборот.
Донорство человеческих капиталов нужно немедленно остановить. В том числе принудительным путем. Поэтому кроме многочисленных пряников, которыми сейчас буквально завалили IT-сектор, у государства обязательно должен быть и кнут. Льготы для российских разработчиков – это, безусловно, правильно, своевременно и важно. Но вместе с ними обязательно должны быть и санкции за сотрудничество с компаниями из недружественных стран. Особенно для тех, кто работает в критической информационной инфраструктуре, имеет доступ к секретной информации и системным уязвимостям. Вместе с высокой зарплатой, отсрочкой от армии и льготной ипотекой вполне резонно настроить и отложенные наказания, например, связанные с отметками в личном деле сотрудника, стоп-лист на отдельные виды заказов в РФ, или даже, например, ограничивающий порог оплаты за работу в России, для тех, кто запятнал себя сотрудничеством с заказчиками из недружественных стран. В равной степени это касается не только программистов, но и любых специалистов из стратегически важных отраслей. Вместе с зарплатами, льготами и преференциями должна пропорционально расти и их гражданская ответственность.
Как нам удалось выяснить во время профильного совещания в Государственной Думе, Минцифры РФ не разделяет таких ограничительных подходов. Однако в других ведомствах идею повышения профессиональной дисциплины в IT могут поддержать.
Загрузить заказами – потребность рождает специалистов
По направлению загрузки российского IT-сектора госзаказами правительство уже начало интенсивную работу. Ставка делается на региональные центры компетенций отечественного ПО, созданные во всех регионах.
Ключевую роль шоковой терапии должен сыграть Маркетплейс отечественного ПО, который Минцифры создает на базе одноименного реестра. Обещают, что маркетплейс заработает в мае. Его самой ожидаемой функцией является замещающий поиск. Вместо недоступного импортного аналога можно будет найти российский продукт с идентичными характеристиками.
Любопытно, что по ряду направлений в удержании кадров с поддержкой гарантированными заказами некоторые регионы уже продвинулись достаточно далеко и без особых распоряжений Минцифры.
Так, например, специальный Реестр недоступного ПО уже успели создать в Нижнем Новгороде. Область один из лидеров цифрового рынка страны, единственный субъект РФ, где действует специальный налоговый режим с минимальными ставками для IT-компаний 1% и 5% в зависимости от налогооблагаемой базы. Это позволяет удерживать позиции в жесткой конкуренции за специалистов отрасли. Создан региональный центр компетенций по продвижению отечественного ПО, обеспечивающий доступ специалистов к библиотекам и приложениям. У региона есть ряд прорывных предложений, которые были озвучены в правительстве 26 марта: использовать создаваемую в рамках федерального заказа платформу «Гостех» для координации команд программистов по всей стране, бэкап открытого кода, развитие open sourse инструментов, ограничение имущественных прав интеллектуальной собственности на некоторые виды санкционного софта: сохранение доступности пакетов и библиотек, которые сейчас могут попасть под санкционный запрет.
Особый вопрос – локализация и оценка российской интеллектуальной собственности. До сего дня в России не было, ни адекватных методик ее оценки, ни привлекательных механизмов инвестирования в такую собственность. Не удивительно, что российские айтишники стремятся продать свои разработки за рубежом. В РФ даже не пытались их взвесить. Теперь положительные сдвиги есть. Правительство поручило разработать с ВЭБ.РФ создание специализированного оценщика для нематериальных активов в IT. А также механизм поручительства по кредитам для стартапов в IT. Чтобы риск невозврата не ложился на коммерческие банки.
Автор: Николай Нидвораев
Комментариев пока нет