Продовольственный сектор России больше года работает в новых жестких условиях. При этом вся нагрузка (от санкций, инфляции, падения потребительского спроса) ложится именно на производителей. Вместе с тем, посредники из ритейла и сферы сбыта продолжают пользоваться особенностями российской системы закупок для получения прибыли в прежних объемах.
Чтобы адресно поддержать сельхозпроизводителей в правительстве предлагают закон о региональных «агроагрегаторах»: единая сбытовая платформа поможет выйти на полки крупнейших магазинов даже тем небольшим компаниям, у кого нет ресурсов на логистику и маркетинг. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу совместно с Минэком и Минпромторгом продолжить работу над соответствующим законопроектом. Проект закона был подготовлен и внесен профильным комитетом Совфеда 21 июня. Кроме него предполагается еще целый комплекс дополнительных механизмов, которые призваны помочь в свободной реализации фермерских продуктов.
У темы фермерской экспансии в большие сетевые магазины есть последовательные сторонники в регионах. В частности, в Тульской и Липецкой областях местными органами власти реализуются пилотные проекты по вживлению «фермерских» полок во все крупные сети. В прошлом году агрологистический оператор от Х5 Group заработал в Липецкой области, а сейчас его запуска ожидают еще шесть субъектов РФ.
Активно развивается на региональном уровне еще одна интересная инициатива под названием «Фермерские островки». Это мини-маркеты качественной продукции от сельских поставщиков, которые, открываются в крупных торговых сетях. На эти «островки» производители могут заходить кооперативами, расширяя ассортимент. Проект уже реализуется в Ярославле, Уфе, Новосибирске, Омске, Иваново, Ижевске и Нижнем Новгороде, Дзержинске, Симферополе.
- Параллельно с развитием торговой инфраструктуры, законодатели готовят и нормативное определение «фермерской продукции». Об этом в апреле сообщал глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных.
Важно понимать, что из-за непростой экономической ситуации в России резко возросла себестоимость любой агропромышленной продукции. Самый яркий пример – молочная отрасль в регионах РФ, где прибыль с одного литра может достигать всего лишь 5 рублей (при его рыночной цене в 38 рублей); всю остальную стоимость составляют прямые затраты: техника, корма, ветеринарные услуги. Симметричная ситуация касается и других видов продовольствия. Участие сетевых посредников в различных аукционах только усугубляет ситуацию для реальной пищевой промышленности, ведь настоящий производитель не может заявить цену ниже себестоимости. Дальше только обесценивание производственных затрат – то есть наводнение внутреннего рынка вредоносным и дешевым фальсификатом. При такой рентабельности – единственный выход из положения – укрупнять промышленные и сбытовые процессы, как это уже делают в Белоруссии.
Важно, чтобы для российской системы закупок реальный производитель перестал быть просто поставщиком налогов. Эту задачу можно решить за счет укрупнения государственного заказа в регионах, за счет практик долгосрочной контрактации (офсетные контракты), а также при помощи выделения социально значимых продовольственных контрактов в особую категорию закупок. Наличие промышленных монополистов в этих условиях является единственной адекватной реакцией на вызовы рынка. Вопреки сложившемуся мифу такие производители вполне способны поставлять продукцию, соответствующую высоким требованиям качества, по фиксированной низкой цене, при условии, что контрактация будет долгосрочной.
По пути централизации продовольственных закупок уже идут несколько субъектов РФ. Так, в начале года сообщалось о том, что единый оператор заказчика по продуктам питания для больниц, детских садов и школ появится в Ленинградской области. В Вологодской области на системной платформе «1С-Торговля» создали единого логистического оператора – распределительный центр. В Самарской области делегировали полномочия для осуществления общих закупок продовольствия местному органу власти.
Также Вологодская область сумела отстоять в суде право на использование бренда «Вологодский продукт», который позволяет поддерживать местных производителей, соответствующих высоким стандартам качества. Это важный прецедент, который позволяет отойти от процедурных штампов и сделать акценты на других критериях эффективности закупок продовольствия (безопасность, своевременность поставки, экологичность и т.п. ). При таких требованиях опасения по поводу единственного поставщика или «избранного круга поставщиков» являются вторичными. Бороться за снижение цены контракта можно и другими способами в рамках долгосрочных договоров поставки. По факту же конкуренция торговых сетей, которой пытаются подменить развитие производственного бизнеса – это конкуренция посредников и перекупщиков. Она имеет второстепенное значение.
Мнение профессионального заказчика. Мария Карелина, и.о. руководителя Главного управления организации торгов Самарской области:
– Занимаясь проектом централизованного склада для закупок продовольствия в социальные учреждения, мы поняли, что основная проблема в квалификации специалистов. Большинство тех, кто занимается приемкой, просто не обладает необходимыми знаниями. В самих знаниях нет ничего сверхъестественного, это не какая-то специализированная деятельность. Требуется просто структурировать два технических регламента и общедоступные требования нескольких ГОСТов по тем или иным характеристикам товаров.
Поэтому для решения проблемы в регионе начали повышать квалификацию закупочных специалистов доступными средствами: составляя методички по разным видам продукции продовольственная безопасность (как проводить приемку, как читать маркировку, на какие риск-факторы обращать внимание). Примечательно, что все те же самые требования давно разработаны и широко применяются в виде обыденной практики крупными сетями X5-ритейла уровня «Ашана» и «Ленты». Когда аналогичными навыками обзаведутся региональные заказчики, это поможет им напрямую без посредников работать с крупнейшими местными производителями продовольствия. Аналогичные методики готовятся по мебельной продукции, компьютерной технике.
Еще одним перспективным и многообещающим направлением являются офсетные контракты. Пока что они преимущественно касаются медицинской отрасли. Но в охват уже начала попадать спецтехника и транспорт. Весьма интересно было бы посмотреть на применение офсетных контрактов в сфере производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности. Такой опыт впервые начали реализовывать в Москве: реализуется офсетный контракт на поставку детского питания и питания для беременных женщин для городских молочно-раздаточных пунктов. Офсетные контракты могут стать настоящим прорывом для продовольственной отрасли.
Заместитель министра финансов Алексей Лавров (XVIII Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», дискуссия «Гарантированное будущее или офсетные контракты как элемент стабильности в бизнесе»):
– Например, я вижу хорошую сферу офсетов для детского питания. В частности, для школьного питания. Почему бы нет? Это совершенно точно локальный рынок. Никто там всероссийского масштаба не имеет, никто не придет конкурировать. Но разумные инвестиции в эту сферу, причем, не один на весь регион, а по каким-то муниципалитетам вполне могут срабатывать, если найти способ, как использовать средства школ и муниципальных бюджетов.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет