Обратный инжиниринг из осторожного эксперимента Минпромторга России буквально за два года вырос в системную методику форсированного развития промышленности.
Исследование образца аналога и его промышленное воспроизведение. Впервые как легальная практика реверс-инжиниринг был представлен профессиональному сообществу на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле 2022 года, то есть, буквально через месяц после начала СВО. На одном из дискуссионных мероприятий Форума прошла пилотная презентация АНО «Агентство по технологического развитию». Этой организации доверили внедрение программы в промышленность страны. На первый взгляд, рядовое информационное событие оказалось, одной из самых ярких и конструктивных новостей закупочной системы. Ведь уже тогда было понятно, что у обратного инжиниринга есть задатки полноценного нацпроекта. Уверены, что рано или поздно такой национальный проект созреет. Для этого есть серьезные предпосылки.
Промышленное копирование деталей – это не просто способ решения сиюминутных проблем заказчиков для покрытия их дефицитов, связанных со сбоем поставок. Все самодостаточные и высокоразвитые экономики мира пользуются этим средством: для поиска и локализации новых технологий, поддержания конкурентоспособности своих индустриальных сил, а также ради непрерывного технологического совершенствования уже выпускаемой продукции.
Обратный инжиниринг – это не признак отсталости и не удел догоняющих стран – это норма для любой здоровой промышленной системы, ее обязательная функция.
Сейчас у Агентства по технологическому развитию огромные перспективы на этом поприще, а вокруг реверс-инжиниринга полным ходом идет формирование большого внутреннего рынка со своей инфраструктурой, кадрами, нормативной базой, стандартами и даже маркетплейсами.
К моменту старта программы в 2022 году государственная стратегия импортозамещения уже опиралась на связку: компонент – конечный продукт – средства производства. Обратный инжиниринг комплектующих был нужен как логическое дополнение этой связки.
В ходе цикла информационных мероприятий Минпромторга на ВДНХ обсуждались предварительные итоги двухгодичного применения этой программы.
– Идея не новая, но второе рождение она получила в сотрудничестве с заказчиками нефтегазового сектора, которые раньше других (с 2014 года) попали под антироссийские санкции, – рассказал Антон Подкуйко, заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию». Программа реверс-инжиниринга была одобрена Правительством России и стартовала в начале 2022 года.
Сегодня политика обратного инжиниринга, реализуемая Министерством промышленности и торговли, бьется на несколько направлений:
- Инструменты поддержки от Агентства. (Гранты на разработу конструкторской документации (КД).
- Четыре образовательных программы на стыке сотрудничества Агентства с ведущими техническими вузами страны. (Программы повышения квалификации специалистов по обратному инжинирингу).
- Вклад в серийное производства комплектующих при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП) через систему специальных «стартовых» займов.
- Развитие инжиниринговых центров. (Гранты на «доращивание» центров инженерных разработок (ЦИР).
Решающую роль играет первый инвестиционный импульс – то есть, финансирование непосредственно научной части разработки комплектующих. Именно на это нацелена грантовая программа «Агентства по технологическому развитию».
Физически процесс делится на этапы: исследование образца, формирование технического задания, конструкторской документации, изготовление и испытание опытного образца.
Средства предоставляются разработчику КД для серийного выпуска критически важных комплектующих на срок до двух лет на сумму до 100 млн. рублей. При этом, внебюджетное финансирование, по правилам, должно составлять не менее 20%. Остальное – средства гранта.
К каждому проекту применяется шкала эффективности из расчета, что на каждый затраченный рубль поддержки должно приходиться два рубля в объеме выручки от выпуска будущей продукции по разработанной КД. Максимальный срок разработки КД ограничен 24 месяцами.
– Все проекты начинаются с обращения заказчика. У компании, которая планирует заместить то или иное изделие на продукцию отечественного производства, возникает потребность. Она обращается в Агентство, формируется проект, проходит экспертизу. В дальнейшем на открытом конкурсе этот проект находит своего исполнителя, – пояснил Антон Подкуйко.
Из сложившейся практики уже вырисовывается примерная верстка расходов по каждому проекту. Как правило, затратными являются следующие статьи (по верхней планке):
- До 70% может уйти на оплату труда инженеров, участвующих в разработке КД.
- Порядка 50% могут составить материальные расходы.
- 30% расходы на аренду зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки.
- До 30% расходы на оплату услуг организаций-соисполнителей.
- 20% расходы на содержание и эксплуатацию объектов.
- До 70% на производство опытной партии.
- 10% расходы на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности.
- 30% расходы на приобретение изделий сравнения.
В настоящий момент при поддержке Агентства реализуется 225 проектов реверс-инжиниринга с общим объемом грантовой поддержки 10,2 млрд рублей. После ожидаемого выхода первых партий серийной продукции на сумму более 20 млрд рублей. Часть проектов уже выведена в стадию серийного производства, значительная доля проектов находится на этапе испытания опытного образца. Более 100 свежих проектов стартовали в 2024 году.
Структура спроса говорит сама за себя. Лидирующий интерес к инжиниринговым услугам Агентства проявляется в сфере топливно-энергетического комплекса. Следом идут: сельхозмашиностроение и строительно-дорожная техника, трансмаш, химико-технологический комплекс, медицина, станкостроение, пищевка, легпром, электроника…
Расскажем о трех наиболее успешных и ярких продуктах в портфеле «Агентства по технологическому развитию», созданных за два года.
- Например, «Электромеханическая сборка двигатель-энкодер-редуктор» – применяется в протезировании. Ранее данное изделие поставлялось единственным производителем из Швейцарии. Несмотря на всю сложность технической задачи, отечественная инжиниринговая компания из Москвы сумела воспроизвести материалы и механизмы, по сложности не уступающие часовым. Продукция прошла квалификационные испытания, вышла в серийное производство. Достигнутые мощности позволяют полностью заместить импортные поставки.
- Второй пример: по заказу судостроительной отрасли благодаря обратному инжинирингу освоено серийное производство швартовных лебедок.
- Еще один успешный кейс – это комплект сельскохозяйственных изделий «шнек и сито». Востребован большим количеством сельхозпроизводителей. Среди заказчиков есть такие крупные компании как «Мираторг».
В дальнейших планах «Агентства» интенсивная работа по отраслям, где сохраняется высокий потенциальный спрос. Значительные ожидания связаны с национальным проектом «Беспилотные авиационные системы» (БАС).
Специально для сетевого издания «Цифровые Закупки» о будущем реверс-инжиниринга в России рассказал заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Антон Подкуйко.
– Нужно ли переходить к отраслевым заказам? Например, стоит ли передать функцию формирования запросов на промышленное копирование деталей машин отраслевым консорциумам, чтобы такие заказы были не штучными, а системными?
– Во многом, этот процесс уже централизуется естественным образом. И на государственном уровне в том числе. Ведь мы работаем по перечню комплектующих, который предварительно утверждает межведомственная комиссия Минпромторга. У нас есть ограниченный закрытый перечень, который верифицируется министерством, дополняется, актуализируется в связи с потребностями промышленности. Это живой список, однако для нас он формализован. Второй момент – это комплексные индустриальные программы импортозамещения, реализуемые в сотрудничестве с крупными заказчиками. Например, такая программа проводится КАМАЗом. В настоящий момент семь проектов с автогигантом находится либо на стадии завершения, либо завершены. Есть перспектива запуска в работу еще более двадцати подобных проектов. Серьезные отечественные компании сегодня подходят к программам реинжиниринга комплексно. Например, «Росатом», «Сибур», «Транснефть». Некоторые заказчики реализуют проекты по внебюджетным сценариям, за счет собственных инвестиций. По этим признакам можно судить, что стихийный реверс-инжиниринг образца начала 2022 года, уже остался позади и начинает обретать осмысленные контуры.
– В начале 2022 года, когда программа только началась, мы в рамках Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» получили сигналы о трудностях доступа к промышленным образцам. Есть ли такая проблема сегодня?
– В большинстве случаев компании, которые обращаются к нам в Агентство технологического развития, уже имеют на руках образец и не испытывают сложностей в его получении. Мы всегда начинаем работу с новым потенциальным заказчиком с обязательства передать нам образец. Это правило. Иначе мы бы просто издевались над разработчиками из нашей инженерной команды. В отдельных случаях мы сталкиваемся с объективными сложностями.
Например, когда образец крайне тяжело транспортировать. Иногда это физически невозможно. Мы решаем этот вопрос либо за счет выезда команды на место, либо за счет наших региональных площадок (куда можно оперативно доставить изделие, чтобы на месте наши партнеры сняли все необходимые параметры, провели базовые исследования). Скажем, на высокоразвитый промышленный уральский регион рассчитана такая научная площадка в Екатеринбурге. Аналогичная функционирует в Санкт-Петербурге…
Второе: действительно бывают случаи, когда образец единственный, и при этом он находится в работе. Вытащить его и исследовать с последующим уничтожением затруднительно для заказчика. Тогда мы честно предупреждаем заказчика, что работа будет осуществляться «с колес». Изделие в оригинале будет изучаться на месте. Затем происходит изготовление функционального образца.
Комментариев пока нет