Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Регулирование корпоративных закупок на уровне региона – системные ноу-хау правительства Москвы

Регулирование корпоративных закупок на уровне региона – системные ноу-хау правительства Москвы
Теги: #223-ФЗ #Москва

В ходе XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» столица представила собственную методику стандартизации и предварительного контроля закупок по 223-ФЗ. Решающую роль в этой системе играют:

  • Автоматизированный сбор и анализ больших данных о потребностях крупных заказчиков, об их ценообразовании.
  • Стандартизация закупок по 223-ФЗ с обширной библиотекой типовых документов, которая на данный момент насчитывает 456 комплектов документов. Осуществляется автоматизированный контроль соответствия Типовому положению о закупке (принимается уполномоченным органов власти субъекта РФ и является обязательным для заказчиков муниципального уровня).
  • Проверка достоверности определения НМЦД, начальной (максимальной) цены договоров. Распространяется на закупки государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы, осуществляющих закупки по 223-ФЗ.

Москва – передовой регион страны в части внедрения инновационных закупочных практик и сервисов, а также в сфере адаптации новых форм закупочного законодательства. Инфраструктура организации корпоративных закупок Москвы не является исключением.

Степан Цуканов, заместитель начальника Главконтроля – начальник Управления контроля в сфере закупок:

– У нас почти половина всех закупок проводится по правилам 223-ФЗ на общую сумму почти один триллион рублей. В 223-ФЗ реализуются крупные проекты строительной отрасли. Проблема состоит не только в том, чтобы контролировать, а в том, чтобы организовать единую систему управления такими закупками. Многие механизмы и приемы взаимодействия взяты из аналогичной системы, применяемой для госзакупок, которые проходят в рамках 44-ФЗ.

Так, в систему корпоративных закупок Москвы, предназначенную для договоров по 223-ФЗ встроены многочисленные информационные сервисы, позволяющие контролировать и нормировать потребности заказчиков.

– Здесь мы интегрируемся и получаем данные от отраслевых ведомственных систем, – рассказал Степан Цуканов. – В них, по сути, происходит и планирование, определение нужных потребностей. Мы применяем механизмы определения достоверности цены договора, которые также используются при закупках по 44-ФЗ. Происходит перепроверка и экспертиза правильности. Через систему управления финансами и бухгалтерские системы осуществляется контроль взятых заказчиками по 223-ФЗ обязательств. Учитываем исполнение в части приемки, оплаты, соблюдения необходимых сроков, наличия необходимых документов.

  • Экспертиза цен — эффективный инструмент оптимизации бюджетных расходов, применяемый Москвой. Проверка достоверности определения НМЦК(Д) проводится для контрактов на сумму более 30 миллионов рублей (если закупка проходит в рамках федерального закона № 44-ФЗ), и для договоров с начальной ценой 50 миллионов рублей и выше в случае закупки по федеральному закону № 223-ФЗ.
  • По актуальным данным на июнь, которые приводит Аналитический центр Москвы, экономия по результатам экспертизы НМЦД составила 2,17 млрд рублей -5,53% от заявленной суммы закупок.

Весь объем информации, которая накапливается в упомянутых вспомогательных системах, позволяет нам также использовать аналитическую систему контрольной деятельности. В нее грузится весь массив данных путем составления различных отчетов.

По словам Цуканова, это позволяет Правительству Москвы получать объективную аналитику как в целом по отрасли, так и по определенному разрезу закупок и по конкретному поставщику. Можно взять в фокус уникальную ситуацию, которая складывается в закупках корпоративных заказчиков.

Достаточно яркая иллюстрация того, как это работает – на примере строительной отрасли. Анализируются не только предоставляемые заказчиком данные, а большой массив информация из смежных отраслевых систем. В целом, это позволяет получить объективную картину происходящего, охватывающую и процедурную часть закупки, и (в том числе) ее планирование, исполнение, ценовые характеристики. В презентации были представлены два конкретных примера в виде дорогостоящих строительных объектов (Осташковского шоссе и бассейна в Лужниках).

– Контроль и управления строится в первую очередь не столько вокруг контроля процедуры, сколько вокруг анализа всей финансовой деятельности заказчика, – объяснил Степан Цуканов. – Все имеющиеся наработки и механизмы мы в равной степени распространяем и на заказчиков по 223-ФЗ. Контрольные точки, ограничительные меры, которые не позволяют заказчику ошибиться… Да, с определенными особенностями, с донастройками, но, тем не менее, все инструменты используются и в их адрес.

Приоритетом является превентивный контроль, недопущение нарушения. Под инструментами предварительного контроля подразумеваются механизмы стандартизации закупок.

– Основная проблема «рамочности» 223-ФЗ, заключается в том, что заказчики сами себе устанавливают правила (положением о закупках), однако на уровне региона, на уровне Москвы, мы поняли, что этот набор правил может быть достаточным образом формализован. Основной принцип – учитывать максимальное количество интересов всех участников закупочного процесса по 223-ФЗ. Мы идем по пути стандартизации и унификации закупочных процедур, – прокомментировал Степан Цуканов.

Москвой применяется механизм отслеживания уже размещенных процедур по 223-ФЗ на предмет обеспечения конкурентности закупки: ее соответствие как общим нормам 223 Федерального закона, так и нормам локальных положений о закупках заказчиков. Это позволяет уполномоченным органам контроля уже на этапе предварительной проверки (не доводя до обжалования в ФАС) предотвращать достаточно серьезный объем ошибок.

Тот же механизм предварительного контроля, по словам эксперта, позволяет также достигать и экономии. Причем, в некоторых случаях еще до этапа проведения торгов, исключительно благодаря нормированию потребностей и умному ценообразованию.

– Этому способствуют механизмы проверки цены и уточнения потребности, – подчеркивает Цуканов. – Когда мы отказываемся от того, что уже не нужно в данный момент, либо уже реализовано, но у заказчика нету этой информации… То есть он ошибочно планирует закупку (тот же самый предмет, или предмет частично перекрывающий уже закрытую потребность). Широкое внедрение цифровизации в сферу контроля позволяет нам существенно экономить трудозатраты заказчика. Электронные сервисы исполнения договоров, в которые мы активно вовлекаем заказчиков, приносят заметный эффект: экономию, сокращение временных и трудовых издержек.

В ходе дискуссии Степан Цуканов ответил на острый вопрос о переходе заказчиков по 223-ФЗ на электронное актирование. Это неизбежный процесс, однако при этом возможны определенные правоприменительные трудности, опыт преодоления которых уже есть у Москвы.  

– Как показывает опыт, у московских заказчиков по 223-ФЗ при переходе на электронное исполнение серьезных проблем не возникает. Те трудности, которые существуют, в большей степени имеют технический характер. С точки зрения общей практики, в масштабах страны, могут возникнуть определенные «шероховатости» именно в процессе взаимодействия и интеграции информационных систем. Региональных (если они существуют) с Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС). Однако, эти проблемы также являются решаемыми. 

Скачать презентацию

9 июля 2024, 14:21
342
Теги: #223-ФЗ #Москва

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.