Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Прибыльность контрактов и расчетная рентабельность инвестпроектов – вопросы выживания для среднего бизнеса

Проблема несостоявшихся торгов связана с отсутствием нормирования в экономике России
Прибыльность контрактов и расчетная рентабельность инвестпроектов – вопросы выживания для среднего бизнеса
Теги: #МСП #нормирование #Средний бизнес

Прибыльность бизнеса в государственном и корпоративном заказе – одна из острейших проблем закупочной системы России. Эта тема только косвенно касается процедурной регуляторики закупок, поэтому при внешнем совершенстве контрактной системы и 223-ФЗ она является малозаметной для законодателей.

Во весь голос о проблеме заговорили в начале года на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». В апреле, в рамках специальной дискуссии форума, посвященной предпринимательству, профессионалы закупок предупреждали об опасности так называемого «высушивания» исполнителей и подрядчиков по государственным и корпоративным контрактам. В течение года проблема усугубилась в связи с санкциями, инфляцией и возросшими производственными затратами. У бизнеса, остается все меньше возможностей заработать в партнерстве с государством и корпорациями, поэтому предприниматели просто отказываются от участия в закупках. Это напрямую отражается в таком показателе, как число несостоявшихся закупочных процедур. По данным Минфина, которые недавно озвучил замминистра финансов Алексей Лавров, на половину процедур либо никто не приходит, либо подается один участник. Лавров назвал количество несостоявшихся закупок аномально высоким. При этом ситуация по-разному оценивается бизнесом и законодательным блоком.

В динамике, к предыдущим годам статистика по числу несостоявшихся закупочных процедур со ссылкой на данные ЕИС к июлю 2023 года превысило 254 тыс. К аналогичному периоду 2022 года было 45,7 тыс., а в 2021 году — 73,5 тыс.  

Вместе с тем, статистика по коммерческим закупкам в текущем году продвигается в обратном направлении. Согласно аналитике «ТендерПро», за восемь месяцев 2023 года количество несостоявшихся коммерческих закупок снизилось почти на 50% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. При этом самая высокая конкуренция зафиксирована в коммерческих закупках ритейлеров и металлургов – более 70% конкурсов на закупку набирали не менее четырех участников.

Все это косвенно свидетельствует о том, что предприниматели стремятся туда, где могут найти более лояльные условия работы и более справедливое ценообразование, привязанное к реальной рыночной ситуации.

Елена Дыбова, вице-президент Тогово-промышленной палаты РФ:

– В условиях жесткой турбулентности невозможно ничего просчитать. Невозможно, выходя на торги, понять, что ты в конечном итоге получишь. Есть большая вероятность выхода из игры с убытками.

По мнению эксперта, если кардинально не изменить подходы к работе с бизнесом в закупках, то может случиться так, что в России останутся только единственные поставщики. Коммерческая деятельность не поддается планированию и прогнозированию даже в ближнесрочной перспективе. Первичные санкции были пройдены за счет резервных ресурсов, и тонкой финансовой подушки безопасности, которая была у предпринимателей. Но теперь эти резервы израсходованы, а условия стали жестче не только на внешних рынках, где сокращаются возможности для параллельного импорта, но и на внутреннем, где ужесточилась кредитно-финансовая политика из-за резко возросшей базовой ставки ЦБ.

В Торгово-промышленной палате указывают на опасные тенденции оттока квалифицированных кадров в оборонную отрасль (поскольку там выше зарплаты), увеличение числа самозанятых до 8,5 млн человек. Еще одна опасная тенденция, несмотря на официально заявленную политику смягчения контроля за МСП, – это рост числа проверок и проверяющих. Бизнес испытывает серьезную нагрузку. Многие, даже опытные участники госзакупок из числа МСП намерены уходить из госзаказа, в силу факторов неопределенности.

– С такой процентной ставкой работать на собственных ресурсах могут только самые отчаянные представители бизнеса, у которых есть, подушка безопасности. С актуальной процентной ставкой даже обеспечение контракта – это уже испытание, – отметила Елена Дыбова, выступая на Московском финансовом форуме.

У Торгово-промышленной палаты есть понимание и конкретные предложения по выходу из этой кризисной ситуации. Все ресурсы государства и частных инвесторов предлагается  сосредоточить на поддержке производственного бизнеса. В рамках национального проекта по МСП сделать отдельный федеральный проект по поддержке производственного бизнеса.

– Следовало бы взять все деньги и направить их в промышленную ипотеку, в льготные кредиты на пополнение оборотных средств и на закупку технологий, – поясняет Елена Дыбова. – Мы наблюдаем как партнеры из дружественных государств уклоняются от передачи ценных технических данных. Это значит, что нужно сконцентрироваться и самостоятельно проделать эту работу, чтобы обеспечить собственный экономический суверенитет.Если в России появляется производитель, который инвестировал в собственное развитие, давайте обеспечим ему хотя бы на два-три года гарантированную долю рынка сбыта.

Елена Дыбова привела конкретную иллюстрацию делового климата на Дальнем Востоке, где подрядчик из строительной отрасли отказывается идти на торги, поскольку помимо кадровых проблем испытывает еще и финансовые. Заказчик уговаривает его принять участие в закупках, поскольку торги уже дважды не состоялись.

– Надо поднять вопрос обеспечения от цены контракта. Нужно озаботиться тем, чтобы у предпринимателей оставались деньги. Относительно соотношения цена/качество в закупках следует исходить из той же логики, – считает Дыбова. – Не всегда самая низкая цена означает самую выгодную закупку для государственных нужд. В современном высокотехнологичном мире у любого заказчика появилась возможность купить продукцию за условные 10 рублей, однако обслуживание и сопутствующие расходы в процессе эксплуатации могут обойтись ему в тысячу.  

Понимая ситуацию, государство пытается компенсировать риски бизнеса за счет различных форм поддержки. В этой связи интересно проанализировать цифры национального бюджета. В последних числах сентября Правительство РФ внесло в Госдуму проект бюджета на 2024–2026 годы. Характерно, что на развитие и поддержку направления «МСП и предпринимательство» предусмотрено 67,8 млрд рублей в 2024 году.

Кроме того, на Московском финансовом форуме со стороны Минфина прозвучало обещание не вносить существенные изменения в параметры налогообложения и повышать уровень налоговой нагрузки на бизнес в связи с дефицитом бюджета на ближайшую трехлетку.

Справка  

  • В прошлом году сектор МСП принес бюджету 4,7 трлн рублей в виде сборов и налогов, что на 1,5 трлн рублей больше, чем в 2020-м году.

Есть резонная точка зрения, что одними льготами и налоговыми послаблениями проблему мотивации бизнеса к партнерству с государством и госкомпаниями не решить. Как ни странно, этот сугубо рыночный вопрос зашел в тупик именно из-за радикально рыночного подхода к системе закупок, который избегает вопросов нормирования затрат, элементов государственного планирования, государственного проектирования производственной кооперации.

В прошлом году ОПОРА РОССИИ аккуратно затрагивала данную тему. В частности президент организации Александр Калинин, писал, что механизмы развития МСП, предлагаемые правительством должны быть принципиально акцентированы на бизнес, занятый в производственном секторе. А меры поддержки должны быть изначально сфокусированы на следующих целях: «повысить расчетную рентабельность инвестпроектов», «уменьшить сроки окупаемости», «повысить прибыльность».

Если развивать эту идею в тех же совершенно правильных терминах, то задача «повысить расчетную рентабельность» должна относиться не только к инвестпроектам, а к любым формам сотрудничества государства и бизнеса, в том числе через корпоративный сектор. Однако такая задача в рамках функционирования национальной системы закупок ни по 44-ФЗ ни по 223-ФЗ никогда не ставилась. Оба закона принципиально «заточены» на экономию, интересы и права заказчика. Это неизбежно сказывается и на структуре российского бизнеса. В отечественном МСП только 10% компаний работают в производственном секторе. Для сравнения в Германии таких предприятий – 30%.

Именно через механизмы нормирования развитые экономики мира добиваются внедрения небольших компаний в глобальные производственные цепочки, даже если нескольких крупных производителей в отрасли достаточно для обеспечения нужд всех потребителей.

Автор: Андрей Троянский

30 сентября 2023, 08:39
526
Теги: #МСП #нормирование #Средний бизнес

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.