Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Повысить рентабельность оборонки – чтобы вытащить страну в XXI век

Госдума прорабатывает новую финансовую политику для расширения возможностей ВПК
Повысить рентабельность оборонки – чтобы вытащить страну в XXI век
Теги: #ГОЗ #диверсификация

Экспертный совет Госдумы по развитию финансовых инструментов и нефинансовых мер поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса ищет выходы из нулевой рентабельности воентеха.

Для того чтобы предприятия ОПК не просто отрабатывали долг перед Родиной, а еще и развивались, внедряя новейшие разработки, – у них должны быть оборотные средства.

Председатель Экспертного совета и глава Промсвязьбанка Петр Фрадков, подчеркивает, что сегодня все усилия ОПК в основном сфокусированы на решении задач бесперебойного снабжения армии, потребности которой растут. При этом приходится проводить параллельный процесс модернизации производства.

Экспертный совет выработал ряд предложений, которые можно расценить как финансовую оттепель для отрасли:

  • Расширить меры по предупреждению банкротства на предприятия, входящие в реестр ОПК. (Действующие механизмы поддержки финансово неустойчивых предприятий не покрывают реальные потребности и распространяются только на предприятия со статусом «стратегические организации»);
  • Ввести новый механизм поддержки в виде льготного кредита на реализацию индивидуального плана финансового оздоровления конкретного предприятия. (Получая кредит, предприятие обязуется повысить эффективность своей работы, включая производительность труда и модернизацию производства);
  • Упростить процедуры получения организациями ОПК субсидий на НИОКР и расширить субсидии расходами на лизинг. (Необходимы средства не только на модернизацию производственных мощностей, но и на совершенствование продукции, которые тяжело изыскать с учетом низкой маржинальности большинства предприятий);
  • Оптимизировать процедуру внесения изменений в гособоронзаказ. (В своем выступлении на заседании ЭС зам. генерального директора ГК «Роскосмос» Максим Овчинников сообщил, что на сегодняшний день процесс внесения изменений по ГОЗ занимает минимум 9 месяцев. Необходимо его максимально упрощать и убирать все бюрократические проволочки);
  • Задействовать инструмент использования свободных средств со счетов одних контрактов ГОЗ на выполнение других. (Зачастую остатки средств по контрактам ГОЗ на отдельных счетах предприятия в несколько раз превышают его кредитный портфель, при этом организации ОПК вынуждены занимать средства на исполнение новых контрактов гособоронзаказа).

Кроме того были предложены новые методики финансового оздоровления предприятий. Интересное предложения касается нормирования базовых потребностей предприятия. Предлагается делать реалистичный расчет минимальной загрузки, необходимый для безубыточной деятельности).

Если государство сможет гарантировать эту минимальную загрузку, то оборонный комплекс получит возможность высвободить свои колоссальные промышленные и научные ресурсы не только на пользу армии, но и на пользу индустриализации России.

Немногим ранее в правительстве была официально озвучена концепция перехода оборонного комплекса на госплан. С оговоркой, что плановые механизмы направленны именно на решение военных задач России в СВО. Однако потенциал плановых методов в оборонке гораздо шире, особенно в контексте диверсификации, производства продукции гражданского назначения, трансфера технологий в промышленность. Госпланом в оборонке надо пользоваться, как инструментом для индустриального рывка. Такой логики придерживаются в Минэкономразвития России. Ведомство высказывало такую позицию на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который проходил в апреле.

Заметим, что кое-что из предложенного сейчас Экспертным советом Госдумы также перекликается с «апрельскими тезисами» форума.

На круглом столе «Диверсификация ОПК: импортозамещение как фактор роста отечественного производства» Минэком был предложен к внедрению «Госплан гражданской диверсификации ОПК». Это не директивное планирование, как в СССР, а индикативное, «верхнеуровневое», которое позволяет формировать стратегии межотраслевой и промышленной кооперации под конкретные нужды, и программы поддержки государства.

Для применения оборонных технологий в гражданском секторе нужны предметные планы с  5-7-летним горизонтом планирования.

В Минэке считают, что рентабельность предприятий, задействованных в гособоронзаказе должна быть не менее 25%. При другом раскладе вместо развития получается стагнация.

В мирное время ГОЗ стремится к нулевой рентабельности – и это правильно. Однако в период экономической мобилизации, когда от оборонки ждут прорывных решений, и когда на нее возлагают надежды как на локомотив научно-технического развития, у  военных заводов должна быть прибыль и оборотные средства. Это доходы, которые будут направлены на проведение быстрых НИОКР, на расширение конвейера и наращивания серийного выпуска изделий, на восполнение и воспитание кадровых резервов. Во многом косность и неповоротливость, в которой сегодня обвиняют ОПК, обусловлена именно его консервативно-убыточным устройством мирного времени.

В условиях мобилизационной экономики государство должно в ручном режиме следить за минимальной доходностью каждого отдельно взятого предприятия.  Вплоть до адресных инъекций в развитие. В силу значительной наукоемкой доли, ОПК физически не может прогрессировать по законам рыночной логики. Это принципиально иной организм, который, как недавно выразились в Мипромторге, требует «запуска планово-убыточных проектов».

1.В 275-ФЗ предусматриваются контрольно-надзорные функции за исполнением ГОЗ, однако не предусмотрен регулятор диверсификации. Отсутствует орган, который должен создавать единообразную правовую среду для оборонных компаний в закупках двойного назначения. Такой государственный регулятор мог бы строить прозрачные и понятные алгоритмы работы предприятий ОПК в заказах гражданского назначения. Чтобы формально-бюрократической частью контрактации ОПК по гражданским заказам занималась не служба закупок предприятия (у которой физически не может быть таких знаний и таких компетенций), а специальная независимая государственная структура. Регулятор мог  бы это делать на правах централизованного уполномоченного органа закупок. Кроме того, на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» предлагалось создать институт омбудсмена в ГОЗ – должностного лица, занимающегося защитой прав предприятий ОПК.

2.Крайне востребованным предложением, которое нужно было реализовать еще вчера – является легальная процедура государственного проектного управления гражданскими проектами предприятий ОПК. Такие решения могла бы принимать, например, Правительственная комиссия по импортозамещению.

3.Предлагается установить обязательную квоту закупок гражданской продукции у предприятий ОПК  для региональных заказчиков, для госкомпаний и корпораций (по аналогии с квотой для корпоративного сектора на закупки у малого бизнеса).

4.Законодательно обязать институты развития и опорные банки сформировать механизмы и фонды прямых инвестиций для предприятий ОПК.

Прямое или «проектное» финансирование  отличается от классического  рыночного тем, что средства выделяются под будущие результаты хозяйственной деятельности, а не под залог собственности. Ситуация осложняется тем, что в РФ до сих пор нет системного законодательства по проектному финансированию, — есть только его элементы в виде подзаконных актов. Во всех развитых рыночных экономиках, как правило, существует отдельный закон по проектному финансированию.

Существенным стимулом развития станет введение раздельного учета по гражданской и оборонной продукции. Для нее должна быть легализована разная себестоимость.  Первые шаги в этом направлении были сделаны в июле текущего года.

Соответствующие изменения внесены в абзац шестой п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Исключение установлено для организаций, осуществляющих поставку по гособоронзаказу продукции, цена на которую определяется методом анализа рыночных индикаторов.

Дальнейшее развитие этой нормы позволит более эффективно использовать промышленные и кадровые возможности ОПК в гражданских целях.

Автор: Андрей Троянский

28 ноября 2022, 23:27
523
Теги: #ГОЗ #диверсификация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.