Ценообразование в стройке – уязвимая точка национальной экономики. С недавних пор Правительство РФ обновило правила игры в этой вотчине, сведя все к так называемому ресурсно-индексному методу. Но его применение затрудняется инфляционными качелями.
Сметная стоимость строительства и методика ее определения стали, по сути, параллельной нормой 44-ФЗ и 223-ФЗ, влияющей на формирование начальной максимальной цены контрактов и договоров.
Сметная стоимость напрямую влияет на окупаемость исполнителей контракта. Именно на этапе определения сметной стоимости возникает множество противоречий, ошибок, и большинство претензий от контролирующих органов, также уводят к корням ценообразования.
- Ключевые нормативные акты, регулирующие вопросы сметной стоимости: Ст.8.3 Градостроительного кодекса РФ, Ст. 110.2 44-ФЗ.
По закону, смета контракта является основанием для формирования актов приемки и самой приемки.
В последние два года появились новые типовые условия строительных контрактов, которые предписывают заказчикам и поставщикам руководствоваться технической частью проектной документации, фактическим объемом работ и той стоимостью конструктива, который положен в смету контракта.
Александр Гончаров, замдиректора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя РФ:
– Минстроем России собран достаточно большой массив информации о часто допускаемых ошибках в порядке применения методики формирования НМЦК в строительстве со ссылкой на индексы прогнозной и фактической инфляции.
На текущем этапе, пока новая система ценообразования окончательно не сформировалась, рекомендуется отдавать предпочтение индексам Минстроя, перед индексами Росстата, как более близким к рыночной ситуации. При сравнении фактического опыта по уже исполненным контрактам, такой подход оказывается более точным.
Проблема в том, что прогнозные индексы инфляции даже из одного источника могут различаться. Так например, в годовом Прогнозе социально-экономического развития РФ от Минэкономразвития приводятся одни цифры, а в уточненных Сценарных условиях от того же Минэка к тому же самому периоду цифры иные. Какие из этих индексов брать в работу?
По словам Александра Гончарова, сама логика бюджетного процесса подсказывает, что при определении НМЦК правильнее руководствоваться актуальными индексами прогнозной инфляции которые содержатся не в “Сценарных условиях и основных параметрах прогноза”, а именно в официально утвержденном Прогнозе социально-экономического развития РФ. Поскольку именно этот документ используется государством при принятии бюджета. Раз при строительстве речь идет о расходовании бюджетных ресурсов, то рациональнее ориентироваться на бюджетный процесс. Тем не менее, даже Правительство и ЦБ РФ не застрахованы от ошибок.
– Мы уже не первый год наблюдаем, как прогнозная инфляция ни разу не попала в тот коридор, который был заявлен, – говорит Александр Гончаров. – И если мы обратимся к самому Прогнозу социально-экономического развития, к его положениям, то мы обнаружим, что прогнозная инфляция в нем таргетированная (то есть такая, к которой мы должны прийти при определенных сценариях, базовом консервативном или рисковом). В положениях кредитно-денежной политики, которые публикует ЦБ РФ, применяется аналогичный подход.
Инфляция создает риски неисполнения контракта или получения несостоявшихся торгов на основании неверных расчетов. Когда заказчик публиковал НМЦК, он закладывал прогнозную инфляцию в условных 5%, а по факту, официальная составляет уже 9%. А если ее связать еще и с другими объективными параметрами рынка, то инфляционный перекос окажется еще выше.
В этом тонком вопросе Минстрой пытается достигнуть согласованного подхода с Росстатом, Минэкономразвития, Главгосэкспертизой (которая является главным методологом в ценообразовании и оператором мониторинга цен строительных ресурсов). Разработаны новые ресурсно-технологические модели, которые разбиты по четырем группам капитального строительства. Жилищное, производственные объекты, линейные объекты энергетики, транспортной инфраструктуры.
– В основу этих ресурсно-технологических моделей заложены именно те ресурсы, которые используются при строительстве данных объектов, – подчеркивает Александр Гончаров. – Основные ценообразующие ресурсы отрасли. Росстат уже рассчитывает индексы сообразно с этим подходом, с Минэком также достигнута договоренность, что по новой методике к концу года будут составлены пилотные прогнозные индексы.
Минстроем РФ сформирована дорожная карта совершенствования ценообразования, в которую включена публикация этих индексов и их включение в порядок определения НМЦК. Теперь при определении НМЦК будут использоваться новая индексация. Применяться она будет в адресном порядке по ресурсным линейкам отрасли: то есть, для тех объектов, для которых индексы прогнозной инфляции будут подготовлены правительством.
В Минстрое утверждают, что новая политика индексации, хотя и не отличается совершенством, выглядит гораздо точнее и понятнее нынешней системы определения прогнозной инфляции. Она будет менее зависимой от самодеятельности заказчиков и более акцентированной на рынке строительных ресурсов.
В дальнейшем новая индексация понадобится для очень важного этапа национальной строительной реформы, который называется «Переход к гибкой цене контракта». Или формульное ценообразование в строительстве.
Есть соответствующее поручение Президента РФ, принятое по результатам 2021—2022 гг., когда произошло резкое удорожание строительных ресурсов. Внедрить формулу цены контракта с ежегодным пересчетом, после появления актуальных индексов. Если по результатам отчетного периода индексы отличаются от тех, которые закладывались при заключении контракта (*в большую или в меньшую сторону), то контракт будет пересчитываться исходя из индексов фактической и прогнозной инфляции.
Концепция предполагает, что если за отчетный период произошел значительный рост, существенное отклонение факта от прогноза (условно на +/- 10%), то можно будет пересчитать работы, выполненные за этот период.
– Это очень тяжелая история, которая еще находится в обсуждении. Но для начала нам нужно внедрить саму формулу цены (пройти этот этап), внедрить механизм, который позволит пересчитывать остатки по результатам отчетного периода. Только после этого подходить к вопросу пересчета тех работ в отчетном периоде, – комментирует Гончаров.
Рекомендация от Минстроя заказчикам. В положении о проведении государственной экспертизы предусмотрена возможность не проходить государственную экспертизу, если ты как заказчик (застройщик) приводишь сметную стоимость в текущий уровень цен только с применением индексов Минстроя. Без изменения физических объемов, можно самостоятельно пересчитать сметную стоимость и переутвердить проектную документацию.
Типичные ошибки и нарушения
Характерный пример. Объект строился в рамках нацпроекта, закупка размещалась дважды, но на нее никто не пришел. Регион обратился в Минстрой за консультацией. Первое, что подвергли анализу: по какой цене размещалась закупка? Порядок определения НМЦК показал, что документация утверждена в уровне цен 2019 года. На тот период (до середины 2022 года) данные фактической инфляции публиковались с расхождением с действительностью в два (!) раза. Только за счет этого занижение цены по объекту составило порядка 30%. Подрядные организации не видят смысла бороться за подобные контракты, поскольку это ниже их уровня окупаемости.
Изменения в проектно-сметную документацию, а также появление новых объемов работ на этапе исполнения контракта – это также один из факторов, отпугивающих исполнителей. Новый объем несправедливо рассчитывать в том же уровне цен. Поэтому правительство (с 2022 года, согласно приказу №500/пр) предписало любые изменения сметной документации следует пересчитывать от текущего уровня цен с учетом прогнозной инфляции.
По факту, это требование не всегда применяется корректно. По ряду контрактов Минстрой фиксирует, что кассовое исполнение не идет, авансы не увеличиваются как и объем строительства. Происходит следующее: в нарушение градостроительного законодательства подрядчик с заказчиком сначала строят, а постфактум делают проектную документацию, а затем (ближе к концу строительства) заносят ее на государственную экспертизу. Проблема в том, что на повторную экспертизу проектная документация заносится в уровне цен на дату захода. Таким образом налицо – необоснованное увеличение цены контракта: ведь работы фактически выполнялись в другом периоде, с иной инфляцией и уровнем цен.
Автор: Артур Королев
Комментариев пока нет