Государство решило простимулировать предпринимателей несколькими бонусами. Во-первых, президент объявил «Пятилетку созидательного предпринимательского труда». Во-вторых, будет разработан стандарт социального капитала бизнеса (подразумевает стимулы для МСП, которые несут социальную нагрузку или спасают экологию). В-третьих, Правительство РФ пообещало учесть предложения, разработанные крупнейшим в стране отраслевым объединением малого и среднего бизнеса – к новой Стратегии развития МСП до 2030 года. Стратегия сейчас находится в разработке.
Суть этих предложений анонсировал глава «ОПОРЫ» Александр Калинин на встрече с премьером Михаилом Мишустиным, которая состоялась накануне. В числе инструментов, выдвигаемых «ОПОРОЙ»:
- Продление действия нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
- Продление режима самозанятых после 2028 года.
- Приоритетная поддержка производственного бизнеса (дешевые кредиты, льготный налоговый режим для участников промышленных кластеров, расширение промышленной ипотеки).
- Расширение доступа предпринимателей к работе по упрощенной схеме налогообложения.
По последнему пункту пояснение Александра Калинина. Порог по основным средствам для работы по упрощенной системе налогообложения должен быть поднят:
«Учитывая, что его меняли в 2016 году, 150 миллионов рублей, а стоимость основных средств за эти годы существенно выросла».
Любопытно, как предложения «ОПОРЫ» коррелируют с фактами, озвученными на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле. Яркую и честную выкладку по малому и среднему бизнесу на площадке Форума выдал «Промсвязьбанк». Возможно, это самый откровенный и содержательный диагноз национальной деловой среды за последние годы. У кредитной организации свой интерес и своя статистика, которая несколько отличается от официальной. На протяжение пяти лет ПСБ совместно с «ОПОРОЙ» России проводит ежемесячный анонимный опрос предпринимателей по всей стране с охватом порядка 1,5 тысяч юрлиц. Одна из базовых тем традиционно касается партнерства предпринимателей с государством в качестве основного заказчика.
Ответы собственников бизнеса заставляют задуматься о многом. Особенно если анализировать их в исторической динамике.
Константин Басманов, заместитель председателя правления ПАО «Промсвязьбанк» (Пленарное заседание XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»):
– За два года доля опрошенных предпринимателей, которые ответили, что они сейчас являются участниками системы госзаказа, не поменялась – она остается в районе 28-30%. Еще порядка 15% заявляют, что они участвовали когда-то в этой системе, но в настоящий момент не участвуют. Именно этих людей мы отдельно спрашиваем «а почему вы перестали участвовать?». Самые популярные ответы тоже не поменялись. Первое – они считают, что объявляемая цена контракта ниже нормативной для них рентабельности, то есть она не позволяет им уверенно, заработать денег и выполнить все требования по срокам и качеству, которые выставляет заказчик. Вторая часть опрошенных показывает, что предъявляемые технические требования слишком сложные, а уровень конкуренции искусственно снижается за счет усложнения технических параметров и критериев размещаемых заказов. Таких порядка 20-30% от тех, кто прежде участвовал, а затем отказался работать в системе закупок.
Совместная аналитика «ОПОРЫ» и ПСБ проливает свет на реальное самочувствие бизнеса. Каждый год государство изобретает для МСП все новые и новые стимулы, создает все более заманчивые и комфортные условия, но выхлоп от этих действительно грандиозных усилий – несоизмеримо скромный.
Почему так? В реплике Константина Басманова прозвучал термин «рентабельность», который является ключом к проблеме. В Российской Федерации не принято просчитывать и нормировать рентабельность проектов. Это требует другого уровня управленческой дисциплины: базовых понятий стратегического планирования. Однако в стране даже нет государственного органа с таким функционалом.
Проблема низкой маржинальности бизнеса актуальна не только для 44-ФЗ, структура корпоративных закупок также стремится к максимальной экономии и «высушиванию» поставщика. Об этом на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» говорил Андрей Храмкин, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий:
– И в госзакупках, и в корпоративном секторе заказчики тоже представляют государство. Помимо качества, своевременности и прочих критериев закупки, всем хочется сэкономить. Но важно помнить, что контрагенты поставщики – это не враги. Экономия заказчика – это, в определенном смысле, их потерянная прибыль. Нельзя высушивать поставщика, у него пропадает весь стимул к работе и не остается средств на развитие бизнеса. Госзаказ – это надежно, стабильно и хорошо, но его не сильно любят, потому что денег немного, потому что прибыли немного. Надо постараться купить выгодно, но при этом не убить бизнес, с которым мы работаем.
Заметим, что предложения «ОПОРЫ РОССИИ» в части послаблений налогового режима – это опосредованная попытка улучшить рентабельность бизнеса в государственных и корпоративных контрактах. Но налоговые льготы – это крайняя мера. Можно было бы обойтись без нее, если бы в стране работали системы нормирования затрат и нормирования прибыли малых и средних предприятий, основанные на проектировании кооперационных цепочек в механизмах гарантированного заказа. Соответствующий сверхпродуктивный опыт есть у азиатских экономик: Китая и Японии. Его надо изучать и копировать лучшее.
Возвращаясь к хроническим проблемам бизнеса, обозначенным в совместной аналитике «ОПОРЫ» и «Промсвязьбанка»: были зафиксированы и важные улучшения.
Так, с 2021 года существенно снизилось количество грубых нарушений в системе госзакупок, связанных с подделкой технических заданий в пользу одного поставщика, с манипулированием условиями закупки. – Доля таких ответов за эти два года снизилась с 21% до 18%, – сообщил Константин Басманов на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». – Опрос, я напоминаю, анонимный. Поэтому в этом смысле можно доверять предпринимателям.
Банковская система выступает в роли третьей силы, прямо влияющей на самочувствие бизнеса в стране.
Нельзя не заметить, что в последние годы акценты и функции основного кредитора МСП сместились с коммерческих банков на государственные институты развития («Корпорация МСП, Фонд развития промышленности) и на так называемые «опорные банки». ПСБ усовершенствовал линейку гарантийных и кредитных продуктов для предпринимателей. Они предоставляются без запроса финансовой отчетности и в ускоренном режиме. – Второй год у нас работает обмен данными с налоговой службой. Больше 30 миллиардов кредитов и больше половины всех гарантий – это 90 миллиардов рублей – мы выдали без запроса финансовых документов у поставщиков по 44 и 223. Клиенты очень позитивно реагируют на практику, когда банки начинают приходить уже с готовым решением, опираясь на их существующую официальную отчетность и контрактный опыт, – рассказал на Форуме Константин Басманов.
Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ»:
– Нам впервые удалось добиться того, что малый и средний бизнес уже несколько лет получает более триллиона рублей льготных кредитов. Корпорация МСП вместе с Внешэкономбанком запустила зонтичные гарантии. То есть люди фактически без залогов получают сегодня до 30 миллионов рублей. Госкорпорации в прошлом году купили продукцию у малого и среднего бизнеса на семь триллионов рублей. Таких закупок раньше не было.
Наконец, для МСП существует нестандартный «цифровой сценарий», от которого много не ждут (и в учебниках не пишут), но который в перспективе способен стать магистральной веткой развития предпринимательства в стране. Это – массовое строительство сервисов закупок малого объема (ЗМО) с вовлечением в электронные витрины тысяч новых предпринимателей.
Опыт Москвы, представленный на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», показывает, что это возможно. Однако остаются вопросы, на которые пока нет ответов. Будет ли увеличиваться легальная квота таких закупок? Каким образом будет отрегулировано соотношение «цена-качество»? Как избежать монополизации рынка больших данных?
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет