Список регионов России, реализующих практику централизованных закупок в социально значимых отраслях экономики недавно дополнился Ленинградской областью.
В Ленобласти создадут единого оператора для закупки продуктов для больниц, детсадов и школ. Основной приоритет при этом планируют отдавать местным производителям. Мера направлена против поставок фальсификата и коррупционных факторов, которые иногда возникают на полигональных локальных рынках. К тому же, сама структура объединенной закупки – в перспективе позволяет перейти к долгосрочной контрактации с фиксированной ценой и стандартами соответствия.
Отметим, что в России механизм реализуется уже не первый год и успел доказать свою эффективность в других субъектах РФ. Опыт совместной закупки и экспертизы социально значимых товаров, с 2017 года применяют Вологодская, Нижегородская область, позже его начали некоторые другие регионы. В рамках эксперимента, проводимого под эгидой крупнейшей общественной организации, объединяющей российских заказчиков, Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, регионы внедряют механизм независимой централизованной экспертизы при приемке продуктов питания для социальных учреждений. Активно используется практика единого склада.
Нельзя не заметить еще одну тенденцию. Расширение полномочий местных властей в закупках, несколько развязывает им руки в части нормирования затрат, и выбора надежных поставщиков. К примеру, в Вологодской области действует дополнительный критерий качества «настоящий вологодский продукт» для местных производителей продовольственных товаров — подразумевает наличие специального добровольного сертификата.
Анализ данных эксперимента по централизованным закупкам социально значимых товаров показывает, что практика не только положительно сказывается на качестве исполнения контрактов. Ощутимо сокращаются и издержки регионального бюджета. На теневом рынке посредников и перекупщиков теряется до 35% средств. В связи с непрозрачностью логистической цепи, неудовлетворительным состоянием товаропроизводящей инфраструктуры, фактическим отсутствием контроля прослеживаемости происхождения сельхозпродукции.
Единый склад – не даст соврать
Вологодская область осуществляет консолидацию финансовых ресурсов из разных источников в системе «Специализированный склад». Как это работает, и на какие правовые механизмы опирается, можно увидеть в инфографике:
Комитетом государственного заказа Вологодской области создана «Единая информационная система обеспечения продовольственными товарами заказчиков». Она позволяет в электронном формате на системной платформе «1С-Торговля»:
- Сформировать единую базу движения товаров для заказчиков;
- Сформировать единый план-график поставок продуктов на склад поставщиками;
- Принять на учет на ответственное хранение товары от поставщиков;
- Производить учет товаров;
- Направлять в электронном виде заказчику информацию о поставке товаров;
- Комплектовать заказ, оформлять документы на доставку;
- Формировать отчеты для поставщика о движении товара;
- Формировать отчеты для заказчиков о движении товаров, остатках;
- Формировать отчеты для Комитета госзаказа области для контроля обеспечения заказчиков
На начальном этапе развития системы достаточно частым явлением была практика возврата некачественных товаров. На порядок повысился уровень претензионной работы с поставщиками, сама эта работа стала носить не формальный характер.
Интересно, что даже с учетом стоимости складских услуг, и услуг независимой экспертизы практика централизованной закупки оказалась выгоднее для регионального бюджета с точки зрения ценообразования. Зафиксировано ценовое снижение по всей номенклатуре поставляемых продуктов питания.
Попутно удалось достигнуть еще одной благородной цели: обеспечить полный выкуп сельскохозяйственной продукции малых и средних предприятий АПК Вологодской области. Это стало отличным драйвером для местной экономики и малого бизнеса.
Для этого Вологодской области, правда, пришлось выдержать в суде натиск ФАС России. Антимонопольная служба пыталась усмотреть ограничение конкуренции в использовании бренда «Настоящий вологодский продукт». Однако, регион вышел из этого разбирательства победителем. По сути, факт наличия специальной марки означает для товаропроизводителей региона – добровольную сертификацию, подтверждение соответствия их продукции местно-утвержденному стандарту качества. Учитывая гибкость и вариативность национальной системы стандартов – такой шаг является вполне допустимым с правовой точки зрения.
Глубина экспертизы
В Саратовской области, опираясь на централизованную закупку социально значимых товаров, сумели выработать передовой опыт экспертизы при приемке продуктов питания. Опыт показывает, что отсутствие централизованной экспертизы, чаще всего приводит к ценовому демпингу и вытеснению с рынка производителей качественной продукции.
Механизм экспертизы был алгоритмизирован и заложен в структуру типовой документации. Разработаны типовые инструкции по организации приемки и экспертизы продуктов питания по государственным (муниципальным) контрактам и договорам.
Появились единые пошаговые правила проведения экспертизы силами заказчика; были четко нормированы процессы приемки и работы с электронными ветеринарными документами. Выделены основные факторы риска, на которые следует обращать внимание при проведении экспертизы.
Кроме того, найдено оптимальное решение вопроса денежных средств – на привлечение экспертов с целью проведения исследований по каждой отдельно взятой партии продукции. Зачастую, именно это останавливает заказчиков от внедрения независимой экспертизы.
Передовой опыт закупки социально значимых товаров (не только Саратовской области, но и нескольких других регионов), показывает, что в случае централизованной закупки затраты на независимую экспертизу (если она действительно требуется) покрываются из средств местного бюджета. При этом глубина экспертизы может быть разной, а ее себестоимость в формате централизованной закупки значительно ниже.
Выработана ценная правоприменительная практика в части интеграции со сложным российским законодательством в сфере стандартизации (маркировка, упаковка, регламенты ГОСТ, ТР ТС и т.д. ).
Таким образом, в Саратовской области была создана единая методологическая основа организации приемки молочной и мясной продукции, составляющей около 70 % в общей стоимости продуктов питания. Созданы критерии риск-ориентированного подхода к привлечению внешних экспертов.
Высокоразвитой системой централизованной экспертизы поставляемых в социальный сектор продуктов обладает Нижегородская область. Затраты на экспертизу социально значимых поставок в Нижегородской области компенсируются за счет бюджета и обходятся региону в незначительную сумму (порядка 16 млн рублей в год). Выстроена современная цифровая система мониторинга соответствия (поставляемого товара или оказанных услуг по условиям контракта).
Опираясь на вышеописанный опыт, каждый регион, по сути, может выстроить собственную экосистему продовольственных поставок в тесной кооперации с малым и средним бизнесом. Государственный заказ в данном случае выступает мощным драйвером развития. При этом, очевидно, что регионам требуется новая логика развития конкурентной среды: долгосрочные контракты с фиксированными ценами, должны сочетаться с развитием маркетплесов, и расширенными программами доступа производителей к ритейлерским сетям.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет