Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Двигатель в будущее: развитие производственной системы ОДК

Преимущества корпоративной хозяйственной системы
Двигатель в будущее: развитие производственной системы ОДК
Теги: #ОДК

По оценкам Минпромторга, чтобы Россия удерживала  технологическую независимость, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) должна до 2030 года нарастить объем выпуска двигателей  в десять раз.

Примечательно, что большая часть задач по проектированию и сертификации двигательных установок по всем критически востребованным направлениям уже практически решена. Новый вызов – это масштабирование производства. Чтобы превратить штучное в серийное, требуется другой уровень управления и ответственности, другой сервис и контроль качества, реформа технического образования, сотни тысяч новых специалистов. С момента своего создания в 2008 году ОДК демонстрирует среднегодовые темпы роста не менее 9%, а с 2016 года – устойчивую рентабельность.

В мире всего несколько стран, владеющих полным циклом создания газотурбинных двигателей. Их можно назвать высшей лигой индустриальных достижений. Благодаря советскому наследству РФ еще в нее входит. В стране действует несколько сильных инженерно-конструкторских школ и производственных центров такого профиля. Сейчас эти КБ объединены в контуре ОДК.

Принципиально важное условие выживания всей отрасли подчеркнул в своем выступлении на пленарной сессии «Промышленный суверенитет — основы экономики будущего» в рамках «Дня машиностроения» на ВДНХ заместитель главы ОДК Михаил Ремизов. Это доминирование на гражданском внутреннем рынке России. Сейчас ОДК сталкивается с одновременным ростом гособоронзаказа и ростом ультимативного спроса на гражданскую продукцию. Вызовы по продуктовым портфелям оказались не равномерно распределены, а уплотнились в последние 2-4 года. Результат отразился в статистике выпуска двигателей. По ряду показателей старейшие предприятия ОДК сегодня побили свои же достижения советского периода. Характерно, что эти рекорды поставлены на фоне существенно снизившейся численности персонала. А это значит, что эффективность достигнута за счет более высокой производительности труда, цифровизации, роботизации конвейера.

Михаил Ремизов, заместитель генерального директора по стратегии и организационному развитию АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»:

– Сейчас первый вызов для нас – это масштабирование производства и сокращение издержек. Конечно, для всех продуктов с тяжелой производственной кооперацией себестоимость – это проблема номер один. Мы сегодня нередко вынуждены начинать с цены, выше которой рынок видеть не привык. По мере роста серийного выпуска окупаемость для предприятий будет расти. Выведение новой продукции на рынок – это качественно более сложная задача (создание модели продаж, системы эксплуатации, лечение «детских болезней», доведение характеристик до требований заказчика). Все это сейчас приходится осуществлять в условиях дефицита оборудования и кадров, давления внешней среды. Мы реализуем программу индустриального аутсорсинга. Это значит, что мы готовы делиться заказами и опытом с качественными поставщиками. Работаем над выращиванием и развитием базы поставщиков.   

Одно из достижений ОДК предшествующего десятилетия – это освоение в России серийного выпуска двигателей семейства ВК-2500/ТВ3-117 ключевого мотора для всей отечественной линейки вертолетов, прежде выпускавшегося на Украине. Это происходит одновременно с выходом в новые технологические сегменты, где РФ прежде не присутствовала: это двигатели для легких вертолетов.

– Производство освоили, но сегодня мы столкнулись с вызовом – нарастить выпуск в разы. Сегодня темпы производства составляют 250–300 двигателей в год, – поясняет Ремизов.

Главные ожидания России связаны с выпуском новых авиадвигателей.

Это флагманский проект гражданского авиастроения ПД-14, за которым, на самом деле, создание целого семейства двигателей на базе унифицированного газогенератора, технологий и материалов, которые использованы при его создании. Это линейка моторов: от 12,5 т до 16 т.

Александр Иноземцев, управляющий директор, генеральный конструктор акционерного общества «ОДК-Авиадвигатель»:

– Мы убеждены, что при создании этого семейства мы будем вполне успешно конкурировать в самой большой рыночной нише ближнесреднемагистральных самолетов – это порядка 50–60% мирового рынка.

На базе той же технологии создается фундаментальный продукт для энергетики в классе мощностью 12–16 МВт., основным заказчиком турбины выступает «Газпром».

Прорыв в этой технологической ветке потребовал напряженного труда тысяч людей и консолидации усилий лучших научных организаций страны. Потребовалось освоить 16 новых ключевых технологий. Впервые в русской индустриальной практике было освоено производство полой титановой широкохордной лопатки. В Уфе под эти задачи был построен практически целый завод. Удалось поставить на конвейер применение высокотемпературной керамики в горячей части установки. Также впервые применяются полимерные композиционные материалы – углестеклопластики в мотогондоле двигателя. Новые задачи потянули за собой успешные исследования специалистов ВИАМа в материаловедении.

Иноземцев подчеркивает, что технические достижения были бы невозможны вне корпоративной структуры ОДК. Единый организм, общее финансирование и критерии эффективности позволили создать не только производственную, но и проектную кооперацию.

Технологии неба работают не только для авиации. ОДК вышли в класс мощности от 20 до 35 МВт, чтобы на базе этих технологий создать соответствующие установки для энергетиков и газовиков. Разработка ОДК газотурбинный двигатель 110М – это ключевое российское решение для электрической и тепловой генерации, машина, значение которой для энергетической безопасности страны трудно переоценить. Отличное сочетание по удельной мощности, КПД и массе, на уровне лучших иностранных аналогов. Сейчас при поддержке Фонда развития промышленности реализуется задача по наращиванию серийности производства таких установок.

Создавая задел на будущее, ОДК ведет ряд крупных исследований.  Это новые материалы; двигатель изменяемого цикла (трехконтурный двигатель), электрификация системы агрегатов, вентиляторы с поворотными лопатками.

Внедрение вышеуказанных технологий позволит почти вдвое увеличить ресурс двигателя, повысить топливную эффективность и снизить эксплуатации. Сейчас ОДК работает над созданием двигателя большой тяги ПД-35, газогенератор для него уже прошел успешные испытания (близкие к расчетным) в прошлом году. В 2024 году должны пройти стендовые испытания.

Благодаря усилиям ОДК в России впервые разработан и поступил в производство газотурбинный двигатель и силовая установка для флота М90 и М70.

Одной из неотъемлемых сторон любого технологического развития, любой страны, во все времена и при любой экономической идеологии являлось изучение и копирование передового опыта зарубежных конкурентов. Однако российская промышленность в силу ограничений, навязанных западными партнерами, долго отказывалась от этого инструмента. Специально для сетевого издания «Цифровые Закупки» мы попросили Михаила Ремизова оценить актуальную ситуацию в этой сфере, чувствительной для отечественного двигателестроения.

Нет ли в действующем российском законодательстве каких-то препятствий или недосказанностей, которые мешают развивать обратный инжиниринг? Нужны ли легальные формы, которые позволяют присваивать иностранную интеллектуальную собственность?

– Моя личная точка зрения состоит в том, что нам следует максимально применять инструменты антимонопольного законодательства в сфере интеллектуальной собственности, чтобы политика правообладателей не становилась барьером для технологического развития страны, – считает замглавы ОДК. – И, в особенности, правообладателей зарубежных. Во всем мире механизмы использования таких антимонопольных норм давно отработаны: надо просто их брать и применять. На мой взгляд, мы это делаем недостаточно активно. И точно так же нужно стремиться к снижению внутренних барьеров в доступе к результатам интеллектуальной деятельности. Чтобы не возникало ситуаций, когда нечто перспективное создано в соседнем ведомстве или даже департаменте, но чтобы взять это в оборот, придется увязнуть в бюрократии.

По словам Михаила Ремизова, локомотивное положение ОДК для отрасли в текущих исторических условиях – это и управленческое преимущество, и испытание одновременно. Гораздо выше ответственность, выше требовательность со стороны заказчиков, гораздо жестче ставятся вопросы контроля качества, сроков и кадрового обеспечения.

Автор: Андрей Троянский

21 января 2024, 21:04
550
Теги: #ОДК

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.