В развитых экономиках мира обозначилась новая тенденция поддержки предпринимательства путем управляемой кооперации в сочетании с финансовыми и налоговыми стимулами. Вся соль в том, что эти методы граничат с инструментами государственного планирования.
К примеру, в Китае для малого и среднего бизнеса составляют отраслевые сценарии развития, с критериями эффективности и нормированием (инвестиций, расходов, прибыли). Государственная поддержка подразумевает, что бизнес должен соответствовать определенным требованиям правительства и следовать конкретным социальным обязательствам. Получается своеобразный экономический квест с хорошо продуманными ролевыми сюжетами, где каждый имеет свою выгоду: компании – гарантированный сбыт и возможность заработать на госзаказе; а государство – прогнозируемый экономический эффект, рабочие места, новые технологии и продукцию.
Любопытно, что в КНР малому и среднему бизнесу поручают не только «прорывные» инновационные направления, этим бизнесом целенаправленно «разбавляют» вполне устойчивые и традиционные технологии: чтобы добиться лучшего качества, лучшего сервиса и производительности труда. Не столько за счет конкуренции, сколько за счет пресловутого умения предпринимателей быстро находить эффективные эргономичные подходы с максимальным КПД. Характерный пример – производство цемента. Колоссальная по объемам сбыта и капитализации индустриальная ниша, где Китаю было бы вполне достаточно уже имеющихся в наличии государственных мощностей. Однако небольшие частные компании намеренно включают промышленную отраслевую кооперацию на этом направлении.
Законы роста
В России также начались осторожные подвижки в сторону управляемой кооперации, через программы ВЭБа, Фонда развития промышленности…
А с недавних пор еще и через законодательную коллизию о так называемом «доращивании поставщиков», когда правительство поощряет корпорации на включение малых и средних коммерческих компаний в свои экосистемы.
Программы доращивания поставщиков, по замыслу законодателей, должны носить долгосрочный характер. Одним из критериев выбора компании-стартапа для доращивания заявлен индекс технологической готовности. Это показатель, отражающий уровень готовности субъекта МСП к внедрению новых технологий,
Идею о доращивании компаний в законодательном блоке вынашивали давно. Но для своего времени она была слишком смелой. Несколько лет назад была попытка разработать так называемые программы партнерства (*крупного и малого бизнеса). Государство решилось только после начала СВО.
В связи с санкциями идея доращивания обрела новое звучание и дополнительные стимулы. Некоторые концерны и промышленные конгломераты страны готовы развивать в сотрудничестве со средним бизнесом дочерние проекты в сфере реверсивного инжиниринга, станкостроения, электроники и НИОКР, чтобы восполнить возникающие импортные дефициты, либо чтобы их предупредить.
В июле 2022 года Госдума приняла 285-ФЗ, позволяющий госкорпорациям и госкомпаниям готовить для себя поставщиков.
Заказчикам при участии Корпорации МСП, организаций образующих инфраструктуру поддержки бизнеса предоставлено право «разрабатывать программы развития поставщиков» и обеспечивать реализацию таких программ. Пока – это, к сожалению, всего лишь право, а не обязанность.
Четкие цели принятия программ доращивания в тексте 285-ФЗ не установлены. Возможно, государство в очередной раз побоялось намекнуть корпоративному сектору на обязательства внедрения отечественных НИОКРов, машин и компонентной базы. Для наших госкомпаний – это дело по-прежнему дело сугубо добровольное. В 223-ФЗ, который регулирует закупки корпораций, нет вообще никаких рычагов принуждения к использованию отечественного оборудования и технологий. А ведь госкомпании – это главный потребитель наукоемкой продукции в стране и основной держатель научных активов. Сейчас требуется не просто преодолеть негативные последствия санкций, а обрести технологический суверенитет хотя бы по уязвимым позициям.
Радует, что хотя бы в подзаконных актах Правительства, принятых в русле 285-ФЗ, импортонезависимость конкретизирована как одна из целей выращивания поставщиков.
Постановлением Правительства РФ №392 от 17 марта 2022 года Минэкономразвития запустило программу «Доращивание». Объем финансирования 12,9 млрд рублей на 2022—2025 год. Оператором программы выступает АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций».
Программа предполагает грантовую поддержку проектов российских технологических компаний по разработке (либо доработке) и созданию (либо расширению) производства новой продукции (в первую очередь, обеспечивающих технологический суверенитет) под конкретные задачи (технические требования) российских корпораций. Размер гранта от 25 до 250 млн руб. 11 мая 2022 года был запущен прием заявок от технологических компаний. До конца года в конкурсном отборе приняли участие 103 технологические компании. Из них грантовую поддержку получили 32 технологические компании, а общий размер финансирования по заключенным договорам гранта составил 4,75 млрд рублей. Весьма неплохо для начала. Интерес российского бизнеса к программе буквально с первых месяцев запуска доказывает ее реальную востребованность. До 1 марта 2023 года продолжается прием заявок на участие в 3-й очереди конкурсного отбора.
Участие в программе в качестве корпораций-заказчиков уже принимают 17 российских корпораций, в том числе: ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «НК «Роснефть», АО «ОСК», АО «ОДК», ПАО «ГМК «Норникель», ПАО «Россети», ПАО «КАМАЗ» и другие.
Софинансирование проектов со стороны корпорации—заказчика не требуется, однако, для участия в конкурсном отборе необходимо представить подтверждение заинтересованности корпорации-заказчика в предлагаемом технологической компанией продукте.
В условиях рынка долгосрочность – всегда была препятствием, коммерческая банковская система выступает тормозом развития. Кредитные организации отказываются от участия в наукоемких и промышленных проектах из-за их долгой окупаемости. В случае с доращиванием поставщиков МСП проблема решена: срок финансирования составляет не более 3 лет. А общий срок реализации проекта не более 6 лет с даты начала финансирования. Шести лет должно хватить на то, чтобы продвинуться от опытного образца до серийного производства.
Теперь о неприятном: Обязательное условие получения гранта – это софинансирование со стороны предприятия в объеме не менее 100% суммы запрашиваемого гранта. Не у каждой инновационной компании найдутся такие деньги. А еще предусмотрен возврат средств гранта при недостижении результата проекта (что, в общем-то, правильно). Однако инструмент возврата был бы более мягким для бизнеса, если бы с другой стороны применялся инструмент принуждения корпораций к закупкам инновационной продукции у этого самого бизнеса. Иначе получается несправедливо: отечественный разработчик рискует буквально всем, а корпорация, на которую он ориентирован, не несет вообще никаких обязательств.
- Получателем поддержки может быть российская коммерческая технологическая компания, выручка которой за последний отчетный год (или в среднем за последние З года) составляет не менее 500 млн. рублей и не более 10 млрд рублей.
Механика финансирования предусматривает следующие принципиальные моменты:
- Гранты (целевое, безвозмездное, безвозвратное финансирование).
- Техзадание на продукт утверждается корпорацией-заказчиком.
- Применяется поэтапное финансирование и приемка результатов.
Направления поддержки:
- разработка (доработка) новой продукции (НИОКР, внедрение приоритетных технологий);
- испытания новой продукции ▪ создание/ расширение/ модернизация производства;
- изготовление пилотной партии новой продукции;
- сертификация, практические испытания и опытно-промышленная эксплуатация продукции у корпорации-заказчика.
ВАЖНО! Результаты интеллектуальной деятельности достаются грантополучателю. Интеллектуальная собственность у него.
Еще одним пока нераскрытым бонусом программы доращивания поставщиков является возможность влиять на инвестиционную политику госкорпораций. Если сделать программу доращивания не правом – а обязательством для корпораций, то таким образом можно ненавязчиво вменять им в обязанность перспективные наукоемкие проекты. Пока законодательство РФ не содержит никаких рычагов управления инвестиционной политикой госкомпаний.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет