Одна из самых продуктивных дискуссий ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» традиционно была посвящена корпоративным закупкам. Уже традиционно 223 Федеральный закон выступает лабораторией передовых методик и практик в закупках. На этот раз разработчиком новых подходов является электронная площадка, которая активно работает с корпоративными заказчиками и прислушивается к их нуждам. На площадке «Сбербанк – АСТ» выстроена своеобразная система технологического прогнозирования и этапного контроля закупок. Она оказалась особенно полезной в контексте единых требований импортозамещения в рамках ПП 1875 с изъятиями из нацрежима.
Идеология платформы была представлена на Форуме в виде презентации с комментариями эксперта.
Ива-Екатерина Лебедева, заместитель директора Дирекции по работе с заказчиками 223-ФЗ АО
– Федеральное законодательство в сфере закупок и нацрежим – это не просто правила и процедуры, а целый стратегический механизм поддержки российского производителя.
Подразумевается не формальная замена товара, а создание продукции нового поколения. И конечно же, эта продукция должна быть сопоставима по качеству с тем, что создают западные конкуренты.
Достижение такой высокой планки требует столь же высоких внутренних стандартов от заказчиков. В государственном заказе – эти требования выставляет государство. В корпоративных закупках такой самоконтроль – является зоной планирования и зоной ответственности самого заказчика, который задает параметры своей хозяйственной деятельности через свое положение о закупках.
Электронная торговая площадка «Сбербанк — АСТ» выделяет три ключевых условия для решения задач технологического лидерства в рамках 223-ФЗ:
- Смелые технические задания.
- Инвестиции бизнеса в научные прикладные исследования.
- Производственная кооперация (в рамках импортозамещения).
– Как площадка, мы понимаем, что для многих заказчиков изъятия из нацрежима в рамках 223-ФЗ выглядят достаточно сложным механизмом, требующим периода адаптации. Сейчас только начала появляться правоприменительная практика. И мы должны отчетливо понимать, зачем эти инструменты нужны: что это не искусственная проблема – а последовательная политика устремленная к достижению технологического суверенитета. В том числе через законодательство о закупках.
Какие инструменты формирования инновационного продукта имеются в распоряжении заказчика, работающего по 223-ФЗ? И как ускорить инновации.
Закупки многих видов наукоемкой продукции в рамках нового регулирования должны осуществляться в преференциальном режиме. Особенно в сфере IT, электроники, машиностроения. Т.е. на них уже распространяются все три инструмента протекционизма в закупках (запрет, ограничение, преимущество).
Однако сама конъюнктура корпоративных закупок остается недостаточно гибкой к инновациям в силу объективных экономических причин. Это прослеживается на уровне технических заданий. Заказчики тяготеют к консервативным описаниям объекта закупки в ТЗ. Полагаются на риск-ориентированный подход к закупкам, избегая венчурных проектов. Кроме того, препятствием являются длительные циклы разработки и внедрения инновационной продукции. В то время как в условиях нестабильного рынка нужна быстрая окупаемость и высокая маржинальность.
Для сферы информационных технологий и смежного с ней приборостроения предусмотрен ряд мер, ускоряющих локализацию инновационных объектов закупки. Это косвенные средства, но они будут способствовать спросу на отечественные технологические решения и товары. Это, например, изменения в ФЗ «О персональных данных»; ужесточающее регулирование для иностранных компаний, которые хотят вернуться на российский рынок; вступающая в силу с 1 сентября 2025 года новая редакция ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Возможно такие не прямые формы воздействия на закупочную политику госкомпаний и госкорпораций были бы полезны и в других отраслях, где создается или должна создаваться критически важная инновационная продукция.
Понятно как действовать при наличии уже существующего производственного цикла. Гораздо сложнее организовать закупки наукоемкой продукции, которая должна быть создана с нуля.
– Как заказать тот товар, которого сейчас нет, либо требуется подобрать аналог из ряда неизвестных? Каким должен быть механизм заказа на разработку? Как осуществить авансирование НИОКР через механизм контрактации? Это очень сложный расчет, который редко вписывается в единую стоимость контракта, – подчеркнула Лебедева.
В качестве одного из логичных решений площадка предлагает этапность при исполнении контракта: разделить решение потребности на несколько закупок, каждая из которых обоснованно приближает к цели. При этапном исполнении часть венчурных рисков могут брать на себя институты развития и фонды в качестве внешних инвесторов.
Важнейшей функцией наукоемких закупок в рамках импортозамещения является независимая экспертиза. Это единственный способ избежать имитации инноваций. Предмет закупки должен проверяться на соответствие критериям технологического лидерства. Очевидно, что беспристрастно выполнять эту миссию может только внешний эксперт. В концепции правительства такими полномочиями будет наделен главный институт развития страны ВЭБ. В своею очередь «Сбербанк — АСТ» предлагает использовать механизмы контроля на всех этапах наукоемкого проекта: от подачи заявки до внедрения персональной ответственности.
– Чтобы мы понимали, что закупается действительно инновационная высокотехнологичная продукция, обладающая новизной, а не та продукция, которая имеет более дешевый аналог на рынке.
Площадка разработала вспомогательные критерии для выделения инновационной продукции из общей массы товаров производимых и поставляемых рынком: научно-техническая новизна, экономическая эффективность и критерий использования сложных технологий и новых материалов. Навскидку, под эти критерии подпадает все, что заряжено искусственным интеллектом, квантовыми вычислениями, биотехом.
Электронная торговая площадка также может содействовать закупкам инновационной продукции, при наличии высокоразвитых сервисов.
Прежде всего, за счет аналитики больших данных на собственных вычислительных мощностях. Закупка наукоемкой продукции – это многофакторный процесс, в котором помимо маркетинговой стратегии самого заказчика задействованы еще и интересы государства. При закупках инновационной продукции принципиально важно просчитывать экономический эффект. При этом в расчет берется не только ценовая информация – это лишь одна сторона медали, хотя ее обработка уже является сверхзадачей. Есть и другие вводные: такие как параметры оборудования, сроки модернизации, актуальные возможности поставщиков, цепочки промышленной кооперации в продуктах с высокой добавленной стоимостью.
– Технологическое лидерство требует новой логики сотрудничества. Наша электронная площадка обладает собственным аналитическим порталом, где проводится мониторинг исполнения национальных проектов. Что мы можем сделать уже сегодня. Для заказчиков: включать в ТЗ «опережающие» требования в рамках долгосрочного планирования, формировать НИОКР как часть закупки. Для поставщиков: активнее использовать механизмы кооперации и аналитики, в том числе с помощью сервисов электронной площадки. Для науки: участвовать в формировании технологических дорожных карт, – заключила Ива-Екатерина Лебедева.
Комментариев пока нет