Как Сбер видит перспективы развития отечественной экономики в контексте укрепления технологического суверенитета и свою роль в реализации этих перспектив?
– Наша страна столкнулась с беспрецедентными вызовами и ограничениями, которые кардинально изменили экономическую картину. Для российских производителей наиболее актуальными проблемами стали ограничения импорта и импортных комплектующих, прекращение расчетов и партнерских отношений с рядом стран, нарушение логистических и производственных цепочек, потеря рынков сбыта. Такие серьезные испытания заставили государство, бизнес, банковскую систему искать новые возможности, инструменты, новых партнёров. Нужно отметить, что Правительство РФ предприняло ряд действенных мер по поддержке экономики, которые позволили бизнесу адаптироваться и справиться с большинством проблем. Мы наблюдаем это на цифрах восстановления и роста ВВП, роста промышленного производства, востребованности банковских кредитных продуктов в экономике, производстве. Сбер помогает реализовать государственные и региональные меры поддержки. Мы разработали ряд новых для рынка инструментов расчетов, налаживаем взаимоотношения с дружественными странами и новыми партнерами, обеспечиваем финансирование производства и промышленности. Безусловно в период турбулентности усилилась роль государства как опоры восстановления и развития отечественной экономики. Значительную роль сыграл госзаказ, а также меры по либерализации законодательства и смягчению условий доступа к государственным и корпоративным закупкам. В этой сфере мы предложили рынку инструменты безопасных расчетов и целевого финансирования, которые помогли нашим клиентам повысить качество и безопасность взаимоотношений в новых реалиях. Планируем и далее развивать и совершенствовать сервисы банка для удовлетворения самых нестандартных потребностей рынка и наших клиентов.
Есть ли у Сбера специализированные банковские продукты, инструменты для развития сферы закупок и повышения ее эффективности?
– Около 3х лет назад мы совместно с бизнес-сообществами, Уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей и коллегами из Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства начали обсуждать различные механизмы и банковские инструменты повышения эффективности проведения закупочных процедур. Родилась идея обратить внимание на инструменты безопасных расчетов и финансирования, которые зарекомендовали себя в международной практике – аккредитивы и эскроу счета. В то время эта идея была обусловлена большим количеством неплатежей, низкой эффективностью и прозрачностью расчетов в закупках, что снижало привлекательность сферы закупок для бизнеса, негативно влияло на конкуренцию в закупочных процедурах. Мы в Сбере адаптировали аккредитивы к специфике расчетов в закупках и предложили этот инструмент рынку как способ безопасных прозрачных расчетов между заказчиком и исполнителем с опцией финансирования. Заказчик может привлечь кредитные средства банка для оплаты по контракту, получив отсрочку, а поставщик уверен в своевременной оплате выполненных работ. То есть аккредитив – способ безопасных расчетов с опцией целевого финансирования. Вот это целевое финансирование позволяет органично и эффективно использовать кредитные средства банка заказчику, качественно планируя расходы на обслуживание задолженности. Для банка такой способ кредитования заказчиков является более приемлемым с точки зрения рисков, нежели оборотное кредитование. Интерес исполнителя обусловлен уверенностью в своевременном получении средств, так как банк берет на себя обязательство своевременно заплатить за выполненные работы. Инструмент был встречен положительно участниками рынка корпоративных закупок по 223-ФЗ и сейчас мы можем сказать, что он все активнее используется в расчетах.
Эскроу счета не являются новшеством и используются как обязательный элемент расчетов между участниками долевого строительства жилой недвижимости в рамках 214-ФЗ. Этот инструмент зарекомендовал себя в сфере строительства, позволил исключить недобросовестные практики и решить проблему обманутых дольщиков. Мы предложили расширить положительный опыт расчетов через эскроу на сферу корпоративных и государственных закупок. В закупках по 223-ФЗ мы, Сбер, как заказчик, стали первопроходцами, реализовали первые сделки и отработали технологический процесс. Сейчас предлагаем такой продукт нашим клиентам и рынку. В госзакупках по 44-ФЗ вышли с соответствующими предложением и законодательными инициативами на профильные министерства, ведем диалог.
Рассматривает ли Сбер перспективу участие в «Кластерной инвестиционной платформе» Минпромторга?
– Сбер из классического банка трансформировался в крупнейшую технологическую компанию. Мы предоставляем современные технологичные сервисы и продукты нашим клиентам, активно интегрируемся в цифровую инфраструктуру государства и партнеров. Сейчас мы изучаем возможности Кластерной инвестиционной платформы Минпромторга, готовы обсуждать сотрудничество и предоставление нашей экспертизы и полезных востребованных сервисов в рамках работы платформы.
Участвует ли Сбер в проектах выращивания поставщиков под нужды крупных заказчиков?
-Я упомянула об эскроу счетах в сфере корпоративных закупок, которые мы, как крупнейший заказчик, опробовали в Сбере и сейчас предложили рынку корпоративных и государственных закупок. Важной особенностью эскроу является возможность кредитовать исполнителя контракта по сниженной ставке под остаток на эскроу. Мы считаем, что подобный механизм в корпоративных и государственных закупках может быть использован как реальный инструмент поддержки исполнителей, выращивания поставщиков, особенно сегмента МСП. Заказчик, размещая средства на эскроу, не только минимизирует свои риски, но и предоставляет возможность исполнителю получить кредит в банке по ставке, значительно ниже рыночной. Это повышает привлекательность сферы закупок для бизнеса и позволяет упростить доступ исполнителей к банковскому финансированию.
Комментариев пока нет