Вопрос:
Добрый день!
Территориальное управление ФАС вернуло жалобу нашей компании, в которой указывалось на нарушение заказчиком порядка расчета начальной максимальной цены контракта (ст. 22 44-ФЗ), сославшись на отсутствие полномочий. Насколько действия ФАС законны?
Ответ эксперта:
На Ваш вопрос отвечаем, что ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено:
«Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод».
Таким образом, 44-ФЗ регламентирован порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
Ч. 20 ст. 22 44-ФЗ предусмотрено:
«Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок».
Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», предусмотрено:
«1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
1.2. Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК), с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ».
Таким образом, 44-ФЗ и Приказом от 2 октября 2013 г. № 567 определены методы и способы обоснования НМЦК.
Ч. 8 ст. 99 44-ФЗ предусмотрено:
«Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки».
В соответствии с вышеизложенным, принимая во внимание письмо ФАС России от 13.01.2016 № ИА/699/16 «По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта» от 13 января 2016 г. № ИА/699/16, учитывая требования действующего законодательства о закупках, действия территориального управления ФАС можно считать законными.
Однако стоит отметить, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не обладают полномочиями по приостановке закупки и выдаче предписания об устранении нарушений, в случае их выявления. Таким образом, заказчик, допустивший нарушения при обосновании НМЦК, будет привлечен к ответственности, но на процесс осуществления закупки это не повлияет.
Комментариев пока нет