Прямое государственное финансирование фундаментальной науки и НИОКР и присвоение интеллектуальной собственности – вопрос номер один на повестке индустриализации страны.
На форуме «Армия-2022» вице-премьер Денис Мантуров сообщил об успешных темпах диверсификации оборонно-промышленного комплекса. На пленарном заседании форума он рассказал, что доля гражданской продукции в ОПК выросла до 26,7% и диверсификация проходит с опережением графика.
В профессиональном сообществе по-разному оценивают объективность этой цифры, указывая на существенные препятствия в переходе военных предприятий на гражданские рельсы. Одним из первых является отсутствие внятных технических требований к закупаемому оборудованию. На рынок никто не выйдет до тех пор, пока не будет предъявлено четкое ТЗ. Упоминание востребованной высокотехнологичной продукции в реестрах Минпромторга – это, конечно, лучше чем ничего. Однако, это абстрактный ориентир, который сам по себе выглядит слабой мотивацией для предприятий-производителей.
Только сверяясь с ТЗ, условный поставщик понимает, что действительно может выступить потенциальным изготовителем по конкретному заказу. В свою очередь, качество технического задания жестко завязано на НИОКР. Не удивительно, что в условиях хронической недофинансированности науки и неопределенного статуса интеллектуальной собственности в РФ диверсификация буксует.
Еще лучше, если требования функциональных заказчиков будут унифицированы, и в каждой отрасли будет сформирован свой набор типовых технических заданий по диверсификации. Ссылаясь на такое ТЗ, отечественный производитель может уже прикинуть бизнес-план и обратиться в кредитную организацию с предметным проектом; чтобы привлечь инвестиции на разработку и серийное производство. Но эта стадия развития требует серьезной доработки законодательства: прежде всего 223-ФЗ, который регулирует закупки госкомпаний и корпораций.
Также проблема состоит в том, что носителями «сакральных» знаний по техническим требованиям к промышленной продукции преимущественно выступают госкорпорации и естественные монополии. А это значит, что успех диверсификации и импортозамещения во многом зависит от их доброй воли. В РФ ведь вообще отсутствуют законодательные рычаги принуждения корпоративных заказчиков к закупкам российской промышленной продукции. ФЗ-223 под это не заточен и нуждается в срочной реформе под требования национального режима.
Стране срочно необходим закон об обязательном раскрытии технической информации для нужд национального машиностроения. Это избавит корпорации от мучительных сложностей с защитой иностранной интеллектуальной собственности и откроет шлюзы для реверсивного инжиниринга санкционной зарубежной продукции и комплектующих. Пока суверенного закона об интеллектуальной собственности в России не существует, и на рынке действуют обратные правила, навязанные зарубежным правом: это чужие нормы, дискриминирующие отечественных инженеров, разработчиков и производителей.
Как показал форум «Армия-2022», набором действительно прорывных компетенций для гражданской промышленности обладает «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В ходе форума руководитель одного из ключевых предприятий концерна поделился полезным выводом по диверсификации, о котором мы писали выше – чтобы она (диверсификация) была, нужно, чтобы сначала были НИОКР. Бессмысленно ждать от оборонки гражданских изделий, если наука не загружена гарантированными заказами, и если перед ней не поставлены конкретные цели.
Фанил Зиятдинов, директор АО «ИЭМЗ «Купол»:
– Диверсификацию и НИОКР можно назвать синонимами. Потому что существование одного без другого невозможно. Создание принципиально новой гражданской продукции начинается с разработки и испытаний. Есть два пути: либо заниматься такой разработкой со сторонними научными организациями-партнерами, либо создавать собственные научно-технические центры. На текущий момент у «Купола» 6 центров НИОКР: как по продукции военного назначения, так и по гражданским изделиям.
По словам эксперта, одновременно с организацией нового производства необходимо заниматься обучением и подбором кадров по всей линейке профессий: от конструкторов и технологов до рабочих.
- Возможно, самой известной и востребованной военной продукцией концерна являются зенитно-ракетные комплексы «Тор». Их делает ижевский электро-механический завод «Купол», входящий в структуру концерна. Это же предприятие производит твердотельные волновые гироскопы (устройства для измерения углов поворота и угловой скорости). Это основополагающее устройство, применяемое в ракетостроении (аналогичные производства есть только в США и Франции).
Уникальность «Купола» распространяется не только на военную технику. Предприятие может дать стране еще и гражданскую продукцию критической важности по самой уязвимой отрасли – станкостроению. Одно из самых перспективных направлений – это модернизация и ремонт оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ). Пока эта работа ведется в масштабах опытного производства. Однако, у «Купола» есть амбициозные планы не ограничиваться только ремонтом и восстановлением компонентов, – а выйти на полноценное серийное производство систем ЧПУ к станкам различного профиля и назначения. У России может появиться собственный разработчик отечественных систем ЧПУ. Рынок этого технологического оборудования является максимально перспективным.
Похоже, что правительство страны приходит к пониманию важности отдельного финансирования НИР и НИОКР. Об этом свежая новость: Правительство России направит 1 млрд руб. на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания оборудования для сжижения природного газа, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина. Данные средства позволят запустить и частично профинансировать в 2022 году четыре проекта по созданию СПГ-оборудования для средне- и крупнотоннажного производства, рассказал премьер.
То, что государство занялось прямым субсидированием затрат на научное развитие, можно расценивать исключительно как позитивную новость. Характерно, что бюджет хотят залить не в абстрактную программу поддержки «под рыночный спрос», а в конкретный целевой проект, действительно нужный стране.
- Напомним, что два масштабнейших проекта строительства СПГ-заводов: «Арктик СПГ-2» и «Балтийский СПГ», — были завязаны на технологию от иностранного поставщика, немецкой компании Linde. А Linde не справилась с давлением со стороны правительства Шольца и вынуждена была заявить о своем уходе.
Если присмотреться, то ситуация по всем остальным направлениям углеводородной отрасли выглядит устрашающе. У российского нефтегаза нет собственного машиностроения: нет ОКБ, которые могли бы брать на себя НИОКРы. Газпром и Роснефть контролируются государством, при этом новые буровые вышки, компрессорные станции, трубы большого диаметра – находятся в частных руках. При таких вводных единственным выходом из положения является прямое финансирование и полная «локализация» НИОКР, которой занялось Правительство России.
В этом контексте особыми красками играет недавнее заявление вице-премьера Дениса Мантурова о готовности шести российских заводов импортозаместить оборудование для НПЗ. По его словам, Минэнерго продолжает изучать спрос со стороны компаний ТЭК на оборудование, комплектующее и материалы. По итогам анализа будет разработан план по наращиванию их производства на территории России. Очевидно, что реализовать этот план без прямого финансирования соответствующих НИОКР не получится.
У государства XXI века должна быть стопроцентная монополия на технический прогресс. А вот его дальнейшим внедрением в экономику и хозяйственную жизнь страны на правах эффективных менеджеров вполне могут заниматься коммерческие компании и бизнес. В РФ необходимо выстроить систему полного и безальтернативного присвоения интеллектуальной собственности государством.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет